СМИ о нас
Александр Шаров: «Сингапур лучше Аризоны»
Этой осенью московской галерее «11.12» исполняется десять лет. Ее основатель Александр Шаров рассказал о том, как поменялись его вкусы и интересы за это время, о филиале галереи в Сингапуре, о важности участия в международных ярмарках и о том, как воспитать новое поколение галеристов.
Лицо галереи «11.12» менялось со временем: от фигуративного искусства вы уже немного отошли. Можно ли сейчас выделить общее направление, в котором работают ваши художники?
Прежде всего мы представляем искусство XXI века, наших современников. Художники работают в разных медиа: живопись, цифровое искусство, скульптура, инсталляция. С момента основания галереи в 2006 году мы по большей части сотрудничали с такими авторами как Алексей Алпатов, Владимир Семенский, Петр Бронфин, Семен Агроскин, Василий Слонов, Дамир Муратов, Игорь Тишин, Макс Башев, Наталья Залозная, Ольга Муравина. С этими авторами мы прошли самый сложный период в жизни галереи — ее становление. Они многому меня научили, помогали составлять экспозиции, интегрироваться в профессиональное сообщество. В 2012 году в интернете я наткнулся на страничку Вовы Марина, где он публиковал свои экспериментальные работы. Мне понравилось, и с этого момента я стал присматриваться к молодым авторам. Сегодня галерея «11.12» сотрудничает с Глебом Скубачевским, например, с Ильей
То есть новые имена находите в основном в интернете?
Основной источник — интернет. Нам пишут по электронной почте. Мы слушаем рекомендации авторов, с которыми работаем. Кроме того, это наши походы по мастерским, выставкам, ярмаркам, биеннале. Мы смотрим и слушаем, снова смотрим и обсуждаем.
У галереи три этажа площадью около 200 кв. м, много сил уходит на поддержание ее в порядке?
Поменять цвет стен, пола, использовать пространство под лестницей — вроде бы бытовые мелочи, но они очень сильно влияют на впечатление от выставки.
А поделитесь, откуда появились средства на открытие сингапурской галереи?
Сами понимаете, галерея, тем более когда она на начальном этапе, не может сама себя окупать. Как правило, это личные сбережения галеристов либо привлечение спонсоров или партнеров. Есть бизнес, который помогает мне тратить деньги на эти галереи.
Исходя из пятилетнего опыта работы филиала, вы могли бы выделить
Он отличается очень сильно. Надо понимать ментальность русских и ментальность сингапурцев. По большей части население Сингапура — англоговорящие китайцы, которые принесли китайскую культуру и традиции на новую землю. Например, там очевидно почитание старших и авторитетов. Если, например, старейшине общины либо чиновнику понравились работы художника, то все подчиненные и простые обыватели будут стремиться приобрести его произведения любой ценой. Сингапур — молодое государство, не обладающее историческим культурным наследием. Ему всего 50 лет. На таком этапе при мощном росте экономики культура не может сразу же сформироваться. Да, есть традиционная китайская культура, но это все на уровне нашего лубка, народных ремесел. Все остальное в Сингапуре привозное. И пока нет
Ваше участие в ярмарках окупается?
Не всегда. Но если ты на этом рынке засветился и нашел свою клиентуру, то да, окупается. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы вернуть потраченные средства. Но, повторюсь, нам важно, чтобы нас узнавали. Поэтому, например, в позапрошлом году мы приняли участие сразу в шести ярмарках: год начался в Сингапуре, потом были
Расскажите, какой будет ваша юбилейная осенняя программа?
В сентябре нашей галерее исполняется десять лет, и сезон будет очень насыщенным. Стартуем мы 6 сентября открытием персональной выставки Рината Волигамси в Центре современного искусства «Винзавод». Художник добавит к своим живописным работам объекты из металла, должно быть очень интересно. Эта выставка будет самой долгосрочной — продлится два месяца. Через пару дней после ее открытия, 8 сентября ждем всех на ярмарке Cosmoscow, где мы представим Рината Волигамси и Василия Слонова. А 13 сентября пройдет Вечер вернисажейна «Винзаводе». Мы также будем участвовать в биеннале
Кстати, о
Вот вам пример. Я участвовал в Art Miami New York. Contessa Gallery из Огайо привезла Mr. Brainwash, Keszler Gallery из Саутгемптона представила куски стен с граффити Бэнкси. И все это продавалось за колоссальные суммы.
А какова, по опыту вашей галереи, сегодня покупательская способность?
Все подвержено сезонам. Например, летом Москва полупустая, но есть иностранцы, которые посещают галереи. Конечный результат — это финальные продажи. Даже если гость галереи не купил работу, а просто заинтересовался и оставил свои данные для связи, сохраняется потенциал. Ты понимаешь, что позже сможешь пригласить его к себе на ярмарку в Европе или Америке.
Российский покупатель сейчас более вдумчив при приобретении галерейных работ?
Да, конечно. И эта тенденция будет только нарастать. Все выезжают за границу, все общаются между собой, и доступ к ресурсам свободный. Существует, к примеру, огромное количество дизайнеров, которые учитывают самые новые тенденции и рекомендуют их заказчикам. Плюс подросло поколение тех, кто стал всерьез интересоваться современным искусством, молодые кураторы и коллекционеры. Ведь сегодня ни в одной общеобразовательной школе не преподается современное искусство, нет даже такого раздела в учебной программе, максимум, о чем рассказывают, — это классика, Валентин Серов. Но даже при отсутствии таких программ вырастают люди, которые интересуются, которым все это нужно.
А вы продолжаете преподавать в
Да, я провожу в галерее практические занятия для
Источник: The Art Newspaper / 6 октября 2016 года