Зарубежные спикеры

Evert Verhagen

Evert Verhagen, Эверт Верхаген, урбанист и основатель агентства Creative Cities

Это мой второй визит в Москву. И я рад тому, что здесь происходит. Мне приятно видеть столько молодых людей, готовых работать на благо города, так как только у тех городов, которые смогут выстроить диалог с энергичным креативным классом, есть будущее.

Город – это сложный живой организм, который притягивает людей, меняет их образ жизни и мировоззрение. Но именно люди определяют образ города и задают темпы его развития. Вооружившись идей новой экономики и желанием осваивать новые городские пространства, современный сити-менеджер может вдохнуть новую жизнь в уже отжившие себя исторические здания, индустриальные объекты и нефункционирующие промышленные зоны. Именно на этом специализируется знаменитый голландский урбанист Эверт Верхаген, который выступил с лекцией «Вторая жизнь зданий: творческие модели» перед слушателями образовательного курса «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA.

Эверт Верхаген (Evert Verhagen) — основатель агентства Creative Cities и компании Reuse BV, занимающейся поиском новых функций для промышленных зон и зданий. В числе работ, принесших ему мировую известность: создание парка Westergasfabriek на месте газовой фабрики в Амстердаме, восстановление заброшенных железнодорожных территорий Hofbogen BV в Роттердаме, реконструкция скотобойни в Касабланке. Верхаген является обладателем нескольких наград за успехи в управлении проектами и за сохранение наследия, его перу принадлежат две книги по урбанистике – «Creativity and the City» и «A Park for the 21st Century».

Визит Эверта в Москву был приурочен к участию в стратегической сессии «Москва – международный финансовый центр», куда его пригласили в качестве эксперта по благоустройству города. Уже после официального форума, он выступил перед более прогрессивной и молодой публикой, «с которой действительно необходимо разговаривать о проблемах города», в клубе «Река», где подробнее рассказал о своих проектах и поделился мыслями о судьбе российской столицы.

Парк Westergasfabriek в Амстердаме

Думаю, что каждый знает, что Амстердам – очень зеленый город. Но, когда я приехал туда впервые, мне представилась возможность пожить в так называемом «районе будущего» Bijlmermeer, состоящим исключительно из блочных домов. Тогда я задумался: «Кому же могло прийти в голову построить ЭТО?!». К счастью, этот район просуществовал недолго – практически сразу по завершению строительства он был частично разрушен и реконструирован.

В Амстердаме я получил образование гидролога и занялся менеджментом городского пространства. И хочу вам сказать, что 20 лет назад Амстердам сталкивался с теми же проблемами, с которыми сейчас столкнулась Москва. А дело все в том, что исторически вокруг центра многих городов выстраивалось промышленное кольцо. Но уже в XIX веке город его перепрыгнул и стал разрастаться, оставив в запустении индустриальные объекты.

Таким объектом была газовая фабрика 1890-го года, реконструкцией которой я занялся. Это место с тяжелой историей: оно пустовало почти 30 лет, земля вокруг была заражена. Власти города хотели превратить объект в полноценный парк, но для такого масштабного проекта требовалось очень круглая сумма денег. И вот тогда я понял одну простую вещь: когда какой-то проект стоит дорого, но есть люди, которые очень хотят его реализовать, то достаточно предложить сделать все за 10% от общей суммы и проект ваш.

Мы решили разбить сад на крыше здания, а расходы сократить за счет захоронения ядовитых земель под пластиковым щитом, сверху которого был насыпан метр почвы и посажены растения. Проект получился очень долгосрочным, но я доволен тем, что получилось. Мы создали новую жизнь там, где, казалось бы, ее никогда не будет, придумали многочисленные проекты временного использования зданий. В итоге получилось популярное пространство, где люди могут встречаться, – место для всех, которое должно быть в любом городе.

Реконструкция старинной скотобойни в Касабланке

Мой следующий большой проект был в Касабланке, Марокко. Это своеобразный город. Например, я слышал, что москвичи часто жалуются на пробки. Но только представьте, в Касабланке живет в три раза больше людей, и там практически нет никакого общественного транспорта! Работать мне пришлось с потрясающе красивым зданием со сложной историй – странной скотобойней в самом центре шумного мегаполиса.

Итак, мэр Касабланки позвонил своему другу, мэру Амстердама, и спросил, нет ли у него подходящего архитектора, который бы мог заняться реконструкцией скотобойни. На это второй ответил: «У меня нет архитектора, но есть отличный менеджер». И я отправился туда.

После оценки ситуации, мое предложение было очень простым – создать уникальную для Касабланки творческую площадку. На тот момент в этом огромном городе не было ни одного музея или галереи. Мы обустроили все и провели первый арт-фестиваль. Это было замечательно. Конечно, не все искусство, которое выставлялось там, имело огромную художественную ценность, но площадка сумела привлечь художников из разных стран, уличных танцоров и обычных жителей.

Новая экономика, таланты и идеальный город

По многочисленным прогнозам, к 2050 году 75% населения мира будет жить в городах. Город – огромный сложный организм, который нельзя разложить по коробочкам, он притягивает людей. Это своеобразная машина эмансипации.

Все крупные города, переживающие когда-то свой «золотой век», обладали тремя качествами: уважали свою историю, отличались отличной инфраструктурой и притягивали таланты, которые изобретали новые подходы к экономике и пространству.

Современные урбанисты уже давно говорят о новой «креативной экономике», которая сейчас зарождается во всем мире. Потому что сейчас главный вопрос заключается в том, кто будет нам платить? Пока ответ на него не найдем, мы будем уезжать в другие места и искать новые возможности. Вывод в этой ситуации один: успешным может стать только тот город, который привлекает к себе молодых творческих людей, и дает им возможность проявить этот потенциал в самых неожиданных сферах.

Сейчас по статистике, все планировщики и сити-девелоперы работают с аудиторий в возрасте от 40 до 80, потому что она наиболее стабильна и редко меняет место своего жителя. Но это тупиковый путь, проблемы надо обсуждать с молодежью. Только у тех городов, которые смогут выстроить диалог с молодым креативным классом, есть будущее. Необходимо создавать новые возможности, которые позволят людям принимать участие в жизни города.

Мы должны пробовать, искать и находить пути создания идеальных городов будущего, в которых будут сочетаться 3 фактора: существование традиций, наличие производственного сектора и активная творческая жизнь. Для этого необходимо создаваться удобные общественные пространства – места встреч, ориентированные на представителей всех сегментов общества, где будут формироваться новые экономические взаимосвязи, создаваться катализаторы, дающие городскому населению новые возможности заработка.

Перспективы Москвы

Это мой второй визит в Москву. И я рад тому, что происходит здесь, на «Красном октябре». Но в целом, у вас огромное количество пустующей земли, которую нужно сделать доступной, разработав правильные стратегии.

Сейчас Москва находится на 29 месте в рейтинге привлекательности городов. Но, я уверен, что в ближайшие 10 лет, при правильном развитии, она сможет с легкостью переместиться в начало второй десятки. Все возможно, если вы начнете сегодня!