Новости факультета
Выбор факультета
18 мая 2015

Совершенно особенный мир

У студентов факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» состоялось занятие в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. О создании музейного городка, ценности сотрудников и важных качествах арт-менеджера рассказала директор музея Марина Лошак. Предлагаем вашему вниманию ключевые моменты встречи.



Универсальный музей

«Музей – это очень специальное место, и пока ты не окажешься в теле этого кита, ты не сможешь понять, как он устроен, а ведь это совершенно особенный мир: он живет по своим законам, со своими регламентами и особенностями.И если ты не станешь частью этой истории, ты не сможешь влиться и понять, как функционирует этот организм, и, как следствие, толку от твоей работы будет немного.

Сейчас мы говорим с вами об универсальном музее с уникальной коллекцией, у нас находится одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. Это не просто живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и гипсовые слепки, это тысячи экспонатов, по которым можно изучать развитие мира. Но уникальность музея связана не только с коллекцией, но и с ощущением музея внутри – очень много обаяния в этой структуре.

Музей был открыт для публики в 1912 году, то есть здание эксплуатируется более 100 лет и оно никогда не реставрировалось, только немного расширялось – это было просто необходимо, ведь по архитектурному плану здесь не был задуман ни гардероб, ни туалет. Музей сильно пострадал во время войны, пробило крышу и четыре года коллекцию показывали под открытым небом. Сейчас музей, можно сказать, находится в состоянии старческих болезней.

И основная задача, которая передо мной стояла, когда я пришла на эту должность, – необходимость выстроить новое музейное пространство, не только реставрировать здание, но и создать вокруг музея целый город. Теперь музейный городок стал абсолютной реальностью, точнее он станет совершенной реальностью через пять-шесть лет, что совершеннейший пустяк в масштабах истории».

 

Музейный городок

«Начали с того, что отринули все предыдущие варианты и сделали все сначала. В результате возникла идея огромной зоны не только с музейными корпусами, но и с большим количеством общественных пространств. Вокруг нас много исторических зданий, которые можно объединить. В городской усадьбе князей Вяземских-Долгоруковых XVIII-ХIX веков мы откроем галерею старых мастеров. В особняке Голициных будут представлены импрессионисты. В доме Ринкевича откроется вторая часть отдела личных коллекций. Есть и другие памятники архитектуры, которые сейчас недоступны для посетителей. Мы будем не только обживать старые особняки, но и строить новые здания, например депозитарий на 17 тысяч квадратных метров, где разместятся выставочное пространство и реставрационные мастерские.

Территория будут настолько большой, а объем , которую смогут получить наши посетители информации огромен, что я пока даже не совсем понимаю, как можно будет пробежать их все за один день. Все рассчитано на то, что люди будут приходить в конкретное место, например в зал старых мастеров, и получать там исчерпывающую информацию именно по этой теме. В каждом здании будет не только постоянная экспозиция, но и временные выставки, профильный книжный магазин, свое кафе, лекционные залы, три кинотеатра. Будут и места, где можно просто помедитировать и обдумать увиденное. Летом, все пространство парков и садов тоже будут жить, там будут проходить концерты, фестивали.

В конце 2019 года мы покинем главное здание, оно закроется на длительную реконструкцию на несколько лет. Это самая волшебная и странная часть нашего будущего. После реконструкции в главном зале будет только "древний мир" в том качестве и количестве, в котором они должны быть. У нас есть потрясающие экспонаты, которые, к сожалению, никто не видел, просто потому что у нас нет возможностей их выставлять.

Мы хотим строить "Новый Пушкинский" по аналогии с Tate Modern, потому что картина истории искусства не может быть полной без актуальных художников. И это тоже абсолютно выполнимые задачи – все в наших руках. Уже есть договоренности с известнейшими современными художниками, которые готовы давать работы и привозить выставки.

У нас есть долги перед посетителями, есть определенное количество того, что мы должны дать людям. Когда пытаешься понять, что показать в России, что еще не видели, – не знаешь за что хвататься, причем это и старые мастера и модерн. На нас лежит огромная ответственность, потому что мы единственный музей мирового искусства в городе и второй в стране.

Чтобы не изобретать велосипед, мы ездим по лучшим музеям и галереям по всему миру, устраивая встречи, и перенимая только лучшего. Эти поездки дают нам понимание, что особенно важно и актуально для огромного музейного организма, это еще раз убеждает нас в том, что мы двигаемся в правильном направлении.

 

Главная ценность музея

«Самое важное – это люди, ничего важнее нет. Проблема музея и вообще музейного дела в том, что люди, посвятившие этому всю жизнь, уходят. А это очень специальные люди. Например, у нас есть человек, который на протяжении всей жизни расшифровывает древние таблички Месопотамии, он остался один, он издает книги с подробным описанием этих экспонатов, и что будет, когда он уйдет, непонятно. Безусловно, есть молодые люди, которые и сейчас этому учатся и изучают эти вопросы, но далеко не все из них смогут сидеть и изучать жизнь человечества две тысячи лет назад, не замечая, как собственная жизнь проходит мимо. Это должны быть люди с богатым воображениям, способные к замедленной и созерцательной работе.

Много молодых приходит заниматься научной работой, и они в свой момент тоже становятся хранителями той или иной коллекции, рано или поздно любой сотрудник становится музейным человеком с определенным складом ума. Среди хранителей много молодых людей, особой породы, для которых миссионерство – главная мотивация, потому что другой просто нет. В музеях небольшие зарплаты. В любых музеях в мире небольшие зарплаты. И к нам приходят либо люди обеспеченные, которые могут себе позволить заниматься тем, чем хотят, либо те, кто по-другому жить просто не может.

Смотрители меняются вместе с музеем, они понимают, что музей стал другим, и если остаться в том, прошлом музее, ничего хорошего не получится. Я сама разговариваю с сотрудниками музея и с полицейскими. Так, постепенно образ неприступного места, где на тебя обязательно прикрикнут, меняется.

Долго приходилось бороться с «обживанием» – люди, которые тут работают гораздо дольше меня и считают музей своим домом, иногда слишком усердствуют в попытке создать свой уют, это как мягкие игрушки и цветы, заботливо расставленные консьержкой в подъезде. Музей, хоть и очень старый внешне, должен стать современным, для изменения образа в лучшую сторону, можно поменять шрифт, обустроить входную зону – да это маленькие шаги в сторону улучшения, но они показывают, что мы не стоим на месте и готовы меняться. Мы относимся с сентиментальностью и иронией к себе и понимаем все свои недостатки».

 


Каких менеджеров не хватает

«Честно, я не представляю, кто такой арт-менеджер, их просто нет на нашей территории, что-то кто-то делает, но далеко не все получается. Их нет, а они очень нужны. Они должны очень многое уметь, понимать процесс, причем не по отдельности, а в совокупности. Мы все хорошо понимаем какие-то частные вещи, а менеджер – продюсер и стратег, который видит работу всех и может их объединить и сделать из этого готовый продукт.

Но дело в том, что стратегов нет, все нынешние менеджеры – это игроки на короткие дистанции с проектной психологией, все очень быстро бегают на 100 метров, но совершенно не способны пробежать марафон. Когда мыслишь большими категориями во временной перспективе, ты вы страиваешь отношения, ищешь подходы, ты не будешь делать классно сейчас, если это развалится через день. Ты не думаешь, что после тебя будет другой человек, и это будет уже его ответственность. Поэтому было бы хорошо, если бы арт-менеджеры были ответственными стратегами.

Еще одна проблема – нет визионеров, мало креативных людей с хорошим вкусом. В общем, можно называться как угодно, но если уметь собирать в себе много этих качеств, то вы везде будете нужны. У вас правильные перспективы, если вы вовремя этим озадачитесь».

Все новости >