Новости факультета
Выбор факультета
26 мая 2016

ГЦСИ будет присоединен к РОСИЗО

25 мая 2016 года стало известно, что Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) становится частью Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО. Об этом сообщил министр культуры РФ Владимир Мединский. Он также освободил от занимаемой должности генерального директора ГЦСИ Михаила Миндлина, так как новую структуру возглавит текущий директор РОСИЗО Сергей Перов.




Это решение вызвало неоднозначную реакцию в художественном сообществе — в первую очередь из-за его внезапности и неопределенных перспектив новой институции. Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак поддержала это решение, дав комментарий сайту министерства культуры: «Мне кажется, что принцип, сама концепция объединения РОСИЗО и ГЦСИ — это мотивированное движение. <…> Если большое экспертное сообщество будет по-прежнему существовать вместе с обновленным РОСИЗО, объединив усилия, это, безусловно, будет момент обогащения». «Артгид» провел блиц-опрос участников художественного сообщества, задав им два вопроса: как они оценивают деятельность ГЦСИ и что думают об объявленном слиянии.


Дмитрий Гутов, художник, преподаватель факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес»:

Деятельность ГЦСИ за эти двадцать с лишним лет я оцениваю как очень важную для России — просто принципиально важную, при всей критике, которая могла быть в профессиональной среде. ГЦСИ все-таки был (можно говорить в прошедшем времени) одним из ключевых явлений в нашей художественной жизни. То, что случилось с ГЦСИ сегодня, полностью укладывается в общий инструментарий уничтожения страны — события последних лет я воспринимаю только таким образом. Никаких даже сомнений нет: это нормальное логичное продолжение всего происходящего в России. Просто неизбежное, принимаемое как данность.


Екатерина Иноземцева, куратор Музея современного искусства «Гараж». В 2003–2004 году была сотрудником отдела экспериментальных программ ГЦСИ, в 2015 году — член Экспертного совета конкурса «Инновация-2014», преподаватель факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес»:

Удивительно, что с сегодняшнего дня деятельность ГЦСИ перешла — как в таблице английских времен — в шкалу со всеми прошедшими конструкциями. Как можно оценивать деятельность институции, которая благодаря Леониду Бажанову вообще стала первой в России заниматься современной визуальной культурой на регулярной основе, пробовать и внедрять самые разные форматы, работать со всеми этими художниками, делая выставки, фестивали, премии, книги и так далее? Очевидно, что одна из важнейших заслуг ГЦСИ — создание сети региональных представительств, которые de facto стали полноценными автономными культурными центрами, меняющими контекст в регионах (Поволжье, Урал, Северный Кавказ и т. д.). В какой-то момент личная энергия Бажанова стягивала вокруг ГЦСИ лучшие профессиональные силы: кажется, все, кто хоть сколько-нибудь активен на сегодняшней сцене, прошли через ГЦСИ. Я, например, с невозможным теплом вспоминаю период работы там — кстати, это крайне важный опыт для молодых людей, потому что это про очень специальную, замешанную на энтузиазме и иногда чистом альтруизме деятельность, которая обучает правильному отношению к искусству и живущим художникам. И, честно говоря, я не представляю, как ГЦСИ может встроиться в структуру РОСИЗО, как институция и люди, заточенные на работу с живыми художниками и процессами, могут адаптироваться к формату РОСИЗО, главные функции которого максимально далеки от выставочной деятельности и работы с современными художниками. Что стоит за этим «укрупнением» или «слиянием и поглощением»? Зачем РОСИЗО нужен ГЦСИ, нужна коллекция, нужны все экспериментальные программы, премия «Инновация» и филиалы, в конце концов? Что за гибридное образование нам придется наблюдать, и в чем смысл, кроме привычных политических многоходовок? Непонятно. И очень грустно.


Виктор Мизиано, куратор, главный редактор «Художественного журнала». Трехкратный лауреат конкурса «Инновация» (2006, 2011, 2016) в номинации «Кураторский проект». В 2002–2006 годах — заместить генерального директора Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, преподаватель факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес»:

Думаю, я неплохо знаю ГЦСИ. Он создавался на моих глазах в начале 1990-х и за минувшие годы мне приходилось сотрудничать со многими его филиалами. И думаю, я неплохо знаю РОСИЗО. В 2000-е мне довелось проработать здесь несколько лет, причем в должности замдиректора.

То, что РОСИЗО пережило эпоху реформ 1990-х, когда многим казалось, что организация эта отжила свое, — это большая удача. В ней есть своя никем не дублируемая миссия и функция в системе искусства. Хотя несомненно и то, что РОСИЗО, каким я его помню, нуждалось в развитии и модернизации, и предполагаю, что работа это и до сих пор еще не доведена до конца. Аналогично и ГЦСИ: на протяжении всех лет его существования мы — деятели современного искусства — регулярно его критиковали и указывали на уязвимые места в его работе. Но несомненно, что в России это старейшая, наиболее зрелая и профессиональная организация в мире современного искусства.

Слияние же этих двух организаций выглядит настолько мало оправданным, что может быть квалифицировано как нелепость. У двух этих организаций совершенно разные истории, разные задачи и сферы деятельности, которые предполагают мало совпадающие между собой профессиональные компетенции. Мне трудно себе представить, как две эти организации, работая в рамках одной структуры, смогут поспособствовать повышению собственной и взаимной эффективности и профессионализму. Возможный аргумент, что обе организации находятся в поле художественной культуры, мне не представляется оправданным: Большой театр и театр на Таганке, консерватория и театр оперетты также находятся в общем профессиональном поле, но их — по крайней мере, пока — никто не объединил. 

И наконец, каждая из этих институций и так уже по нынешним временам отличается почти избыточным масштабом, а то, что появляется с их слиянием, будет обладать уже циклопическими размерами.

Если это слияние делается ради того, чтобы, исходя из каких-либо оправданных или неоправданных соображений, сменить руководство ГЦСИ, это можно было сделать и не объединяя с РОСИЗО. Но, в любом случае, не думаю, что было бы вздорным считать, что, отстраняя от работы тех, кто, собственно, создал ГЦСИ и посвятил его становлению более двадцати лет профессиональной жизни, Минкульт должен был бы публично мотивировать свое решение.


Читать материал полностью…

Все новости >