Новости факультета
Выбор факультета
29 июня 2016

«Будет и экспансия, и компрессия»: чего ждать от Биеннале молодого искусства

«Афиша Daily» обсудила с Надимом Самманом и Екатериной Кибовской, куратором и комиссаром Пятой молодежной биеннале, их основную выставку «Глубоко внутри». А также попросила Саммана прокомментировать его любимые работы — среди прочего дешифровку клипа Кэти Пэрри, техно-фетишизм и джунгли в дыре.


Логи Лео Гуннарссон. Лупер из отрезанных лезвий, 2015


Надим Самман – сокуратор 4-й Марракешской биеннале и «Павильона Антарктиды» на Архитектурной биеннале в Венеции. Автор диссертации по московскому концептуализму, устраивал выставки Игоря Макаревича, Елены Елагиной и Александра Пономарева. Куратор Москвовской молодежной биеннале. Британец, живет в Берлине.

Екатерина Кибовская – была управляющей в студии художника Марко Брамбиллы в Нью-Йорке, креативным директором парка Горького и проекта «АртКвартал», запускала пространство «ЭМА». В 2016 году стала комиссаром Московской молодежной биеннале, которая пройдет в пятый раз. Основной проект развернется на Трехгорной мануфактуре.


— Катя, одна из ваших целей, как вы заявили в интервью The Art Newspaper, — сделать биеннале красивой. Получилось?

Самман: Мы понимали красоту в более широком смысле…

Кибовская: Красоту и уродство я трактую не в ренессансном смысле. Когда я говорю о красоте, то имею в виду, что работа имеет определенное качество: просто ненавижу, когда-то или иное произведение сделано лениво и безучастно. Для меня красота — это усилие и труд. В этом смысле я уверена, что проект у нас получился красивым и, что называется, sexy.


— Надим изучал московский концептуализм, Катя работала вместе с Александром Пономаревым — художником и моряком, который любит выставлять свое искусство в пустынях и среди полярных льдов. Ключевой сюжет вашего биеннале — про эстетику постинтернета и новые технологии. Как одно связано с другим?

Самман: Давайте не будем говорить о том, что этот проект только про медиа и высокие технологии. Конечно, это не шоу цифрового искусства. Скорее это выставка, которая отражает нашу повседневность. Да, у нас есть работы на базе компьютерных технологий и те, что обращаются к теме интернета, но это просто одна из отсылок. Мы старались это не подчеркивать. Просто любая современная экспозиция так или иначе будет завязана на адекватные времени художественные средства.


— Во время своего публичного диалога с Куликом вы сравнивали Робинзона Крузо и Гулливера. Робинзон оказался на острове, начал чему-то учиться у местных, а Гулливер хотел просто покорить природу. Работая в России, вы в какой роли себя представляли?

Кибовская: Если вести речь про образ искателя приключений, то надо вспомнить еще Одиссея, о котором также говорил Надим. Безусловно, наша биеннале — это плавание за новым знанием. И Пенелопа ждет у берега. Мы должны совершить этот путь: провести, открыть, закрыть, вернуться к исходному. Биеннале — это сложная механика: раз в два года тебе необходимо совершить прорыв, а потом повторять его снова и снова.

Самман: Меня потрясло качество видео, которые прислали российские художники в качестве заявок на биеннале. Их оказалось намного больше, чем я смог включить в итоговый проект. Можно было сделать отдельную биеннале только из этих заявочных видеоработ. Оказалось, что это самое естественное медиа в наше время — в конце концов, айфон есть в кармане у каждого. Да, тут есть чему восторгаться.


Читать далее…

Все новости >