Новости факультета
Выбор факультета
07 декабря 2016

Тамаз и Ивета Манашеровы: «Мы не покупаем работ, у которых нет хорошего провенанса»

Коллекционеры русского и грузинского искусства первой трети ХХ века, а также живописи шестидесятников рассказали The Art Newspaper о своем собрании, деятельности основанного ими фонда U-Art и выставке грузинского авангарда, которая откроется 8 декабря в ГМИИ имени А. С. Пушкина.



Фото: Тимур Аникеев


Расскажите, пожалуйста, о своей коллекции: сколько в ней работ, как бы вы определили ее направление?

Тамаз Манашеров: Коллекция большая, более 700 работ. У нас два увлечения: искусство начала ХХ века и шестидесятники. Все произведения совершенно неслучайным образом попадают в коллекцию. Для нас важно, чтобы работы (наверное, любой коллекционер так говорит), во-первых, между собой разговаривали и дополняли друг друга, а во-вторых, были нам понятны и приятны. То есть мы не покупаем имена, а ориентируемся на качество живописи, ищем конкретные произведения, которые были бы нам интересны и относились к определенному времени.


Когда вы начали собирать?

Т.М.: Первую работу мы купили в 1996 году, кажется.

Ивета Манашерова: Вообще мы начали с русского XIX века…


Как все, наверное…

И.М.: Да, наверное. Поэтому сначала были маринисты, Николай Дубовской и Иван Айвазовский. Вот Айвазовский как раз только что был на выставке в Третьяковке. Эту одну-единственную работу мы оставили из той нашей, первой коллекции.

Т.М.: У нас было много работ Айвазовского и других художников XIX века, но в какой-то момент мы поняли, что это очень хорошо и красиво, может быть, интересно, но не то, что нас заряжает, нас волнует. Мы по образованию математики, и, соответственно, нам ближе то, что касается аналитического и более интеллектуального искусства. Мы не сразу к этому пришли. Тогда авангард большинство и не понимало, и не собирало. Собирали, может быть, несколько старых коллекционеров, но из нового поколения, к которому мы себя причисляли, были единицы тех, кто бы покупал или искал «кубики-квадратики», как называлось все, что касается абстрактных форм, будь то супрематизм, русский кубофутуризм или кубизм.

И.М.: Потом года два мы ничего не покупали…


Потому что пытались осознать, куда двигаться дальше?

И.М.: Да, эти два года были познавательными. Мы очень много смотрели, ездили, читали. И вот где-то последние лет 15 мы собираем авангардное искусство.

Т.М.: На тот момент основополагающим для коллекции стало приобретение композиции Александры Экстер 1914 года. Это вообще одна из самых значимых работ Экстер в музеях и частных коллекциях. Работа была дорогой по тем временам, и за ней еще пришлось поохотиться. Картина происходит из коллекции мадам Роша, магната парфюмерно-косметической промышленности.

Читать далее…

Все новости >