Зарубежные спикеры

Peter Hruschka

Peter Hruschka, учредитель экспертной группы Atlantic Systems Guild, IT-журналист

Нашей встрече со слушателями RMA не помешал даже вулкан Эйяфьятлайокудль. Тогда я лишний раз убедился: чтобы достигнуть успеха, менеджер должен видеть цель, а не процесс. И хорошо, если это видение нестандартно. Так и сказал ребятам: ориентируйтесь на Google, Amazon или eBay, а если следовать шаблонам, то никогда не придете к лидерству на рынке

В бизнес-центре ГУУ прошел семинар Питера Хрущки, одного из ведущих экспертов компании Atlantic System Guild, специализирующейся на оптимизации процессов разработки программного обеспечения, партнера легендарных Тома ДеМарко и Тима Листера. Занятие было организовано RMA совместно с Software People, центром профессионального роста Сareerlab и лабораторией тестирования Squalab. Одна из тем семинара была заявлена как "Программа улучшения процессов: достижение максимальной эффективности и получение удовольствия от работы".

О моделировании процессов, шаблонах и опасности превращения в леммингов:

"Всех сотрудников софтверных компаний можно поделить на две условных группы: тех, кто не любит работать по шаблону, и тех, кто иначе как по шаблону работать не умеет и не хочет. Опыт показывает, что гораздо более эффективны именно первые.

Об этом же говорит статистика: в моей родной Германии есть компании, работающие и развивающиеся на основании исключительно скрупулезно разработанных и просчитанных моделей процессов – это та же Lufthansa, тот же Siemens. Но странное дело, не они являются лидерами рынка: их бизнес-показатели уступают показателям Google, Amazon или, скажем, eBay, то есть тех компаний, где внутренние процессы формализованы не в такой степени и где сотрудникам предоставляется большая свобода для творчества. При этом я вовсе не хочу сказать, что от шаблонов нужно отказаться вовсе – иногда они весьма полезны, поскольку позволяют вам не изобретать велосипеда и выполнять работу, которую до вас проделали тысячи. Я говорю о том, что шаблонам не надо следовать слепо: вот, например, Rational Unified Process (RUP), методология разработки программного обеспечения, созданная компанией Rational Software, насчитывает 1600 страниц, на которых очень тщательно расписаны все этапы процесса, все шаги, полушаги и т.д. И что же, вы теперь обязаны всему этому досконально следовать, надеясь на то, что раз получилось у них, то получится и у вас? Конечно, нет: вам нужно подходить к этому процессу творчески, креативно, избирательно – анализируя и заимствуя тот минимум опыта, который подходит именно вашей компании и отказываясь от того, что только усложнит вашу работу, не принеся никакой реальной отдачи.

В противном случае бездумное следование шаблону почти наверняка приведет к тому, что ваша система развития жизненного цикла (System Development Life Circle) превратится в System Development Lemming Circle. Вы, конечно, знаете, кто такие лемминги? Это животные, настолько подверженные стадному инстинкту, что если одно из них бросится в пропасть, то за ним тут же последуют и все остальные".

О целях и путях их достижения:

"Одна из главных ошибок, часто допускаемых разработчиками программного обеспечения, заключается в том, что чрезмерно увлекшись процессом, они забывают о конкретной цели, который процесс должен увенчаться.

Проиллюстрирую эту мысль простым житейским примером: допустим, моей целью является начать свою завтрашнюю лекцию в Минске точно в заранее назначенное время – 9.00. Я нахожусь в Москве и мог бы достичь этой цели, вылетев отсюда самолетом часов в шесть утра того же дня. Но, вы знаете, этому препятствует исландский вулкан. Вариант второй – я мог бы, наверное, отправится в Минск пешком. Но тогда, скорее всего, мне пришлось бы выйти из Москвы примерно в декабре. Третья возможность – заказ коммерческого вертолета. Но это – слишком дорого. Значит, мне остается вечером накануне лекции сесть на поезд Москва – Минск. Тогда все будет хорошо, тогда я успею.

Но если бы я упустил из виду, что мне нужно быть там именно завтра и именно в девять, а вместо этого увлекся бы пешими прогулками, решил просто покататься на поезде или полетать на самолете, то ни в какой Минск я, конечно, не попал бы.

Итак, если вы хотите добиться успеха, концентрируйтесь не на процессах, а на результатах – это главное, что нужно помнить".

О бумажном вале и оптимальном количестве документации:

"Несколько слов о документации. До сих пор существует довольно большое количество людей, которые судят о деятельности компаний, о ее успешности, или, напротив, неэффективности, по весу производимых этой компанией бумажной документации. Это, конечно, абсолютно неверный подход.

С другой стороны, некоторые софтверные компании сейчас впадают в иную крайность. Выводя на рынок новый продукт, они вообще оперируют одним единственным документом – исходным кодом. Этого мало. С моей точки зрения, оптимальный набор документации должен содержать в себе ту информацию о продукте, которой самой компании будет достаточно для того, чтобы не испытывать проблем при разработке его следующей версии".

О необходимости работы над ошибками:

"Еще одна распространенная ошибка менеджеров софтверных компаний состоит в пренебрежении анализом неудач.

Очень редко можно встретить фирму, в которой такой разбор полетов проводится хоть в какой-нибудь форме. Там же, где это все-таки происходит, подобные мероприятия чаще всего носят характер пятничного спора за кружкой пива. Все высказали друг другу претензии, рассказали о том, кому что не нравится, покричали. И – разошлись. А в понедельник с утра – опять на работу. И опять все начинается с начала, и опять ошибки, о которых вроде бы все знают, вместо того чтобы исправляться, повторяются – десятки, а иногда даже сотни раз.

Чтобы избежать такого развития событий менеджерам необходимо письменно фиксировать и ранжировать все выявленные ошибки в работе и строго, назначив ответственных за исполнение, следить за тем, чтобы они были исправлены и не повторялись.

Вот, собственно и все: креативное нешаблонное мышление, сконцентрированность не на процессах, а на результатах, и своевременное извлечение уроков из допущенных ошибок – вот, по большому счету и все, что необходимо для того, чтобы быть эффективным и получать удовольствие от работы".