Новости
Выбор факультета
20 февраля 2014

«Генк» с человеческим лицом

Бюджет клуба, которому сегодня вечером предстоит схватиться в Лиге Европы с «Анжи», даже на фоне перенесенного махачкалинцами краш-теста смотрится, мягко говоря, серенько. Но вы знаете, «Генк» по этому поводу как-то совсем не комплексует. 18 миллионов евро в год этим парням хватает не только на то, чтобы выходить в плей-офф с первого места группы, в которой играло киевское «Динамо», но и на поддержку рабочих, выброшенных на улицу мировым автогигантом, и на устройство судеб преступивших уголовное законодательство земляков, и на много чего еще. О том, как у них это получается, студентам факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA, рассказал коммерческий директор бельгийского клуба Стефан Поэлманс, прилетевший в Москву вместе с командой.  



Коммерческий директор футбольного клуба «Генк» Стефан Поэлманс во время встречи со студентами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA


Завтра вам предстоит играть с клубом, годовой бюджет которого даже после всех пережитых им в недавнем прошлом потрясений оценивается в 50 миллионов долларов. Что вы можете этому противопоставить?

Если говорить о чистых цифрах, то, я думаю, наш текущий годовой бюджет составляет что-то около 18 миллионов евро. Вам кажется, это мало? Возможно, но вы должны понимать, кто мы такие: мы – небольшой клуб из города с населением в 60 тысяч человек, и  у нас нет глобальных амбиций. Мы представляем свой регион, Лимбург, мы – лучший клуб этого региона, и один из лучших клубов Бельгии.



Диаграмма отражает доходы «Генка» в 2010 – 2014 годах. Резкий всплеск в сезоне 2011/12 объясняется продажей в «Челси» воспитанника клуба, вратаря Тибо Куртуа. Его трансфер принес «Генку» 9 миллионов евро     


Мы довольно молоды, нам в 2008 году исполнилось всего двадцать лет, но мы, в масштабах страны, весьма и весьма успешны – за это время мы трижды побеждали в чемпионате Про-лиги и четыре раза выигрывали Кубок Бельгии, теперь вот и в Европе еще играем, и все это, заметьте, без богатых хозяев, исключительно на самостоятельно заработанные деньги.

Конечно, мы не можем себе позволить таких футболистов, какие тот же «Анжи» позволял себе еще совсем недавно – мы делаем ставку на воспитанников собственной Академии, на молодых игроков – завтра, например, за нас сыграют два совсем юных парня – одному 17, другому 18 лет, -- и пока эта ставка срабатывает: я вам напомню, что в плей-офф нынешней Лиги Европы мы из своей группы вышли с первого места, а там, между прочим, играло и киевское «Динамо».



21-летний Тибо Куртуа после продажи в «Челси» был отдан англичанами в аренду мадридскому «Атлетико», за который сейчас и выступает. В Бельгии в возрасте 18 лет он был признан лучшим вратарем Про-Лиги. В Испании в прошлом году получил Трофей Заморы, приз лучшему голкиперу Примеры



Ныне выступающий за «Порто» Стивен Дефур окончил Академию «Генка», дебютировал за основной состав этого клуба в возрасте 16 лет и отыграл за него три  сезона. Перейдя затем в «Стандарт», он был признан самым ценным игроком Про-Лиги сезона 2007/2008. На тот момент ему было всего девятнадцать 


Вообще, если говорить о нашей Академии, то достаточно просто перечислить игроков, которые из нее вышли, чтобы понять, что это – уровень очень даже серьезный. Я вам назову только самые известные имена: Куртуа, Дефур, Поконьоли, Де Брёйне, Воссен…



Еще один воспитанник «Генка», защитник Себастьян Поконьоли, сейчас выступает за «Ганновер». С 2008 года он вызывается в сборную Бельгии, за которую к настоящему времени провел 11 матчей



Атакующий полузащитник Кевин де Брёйне, еще один футболист, проданный родным клубом в «Челси». Впрочем, закрепиться в Лондоне у него не получилось. Сейчас Кевин играет в «Вольфсбурге», с которым у него заключен контракт до 2019 года. С 2010 года он – футболист сборной Бельгии, за которую к настоящему моменту провел 19 матчей и забил 4 гола



24-летний Йелле Воссен дебютировал в основной команде «Генка» в 2007 году и играет за нее до сих пор. За это время он стал чемпионом Бельгии, обладателем Кубка и Суперкубка страны. В обойме сборной – с 2009 года


На чем вы зарабатываете больше всего?

Больше всего – на продаже телевизионных прав. В общей структуре доходов «Генка» эта статья составляет 30 процентов. Общая сумма телевизионного контракта Про-лиги, в которой, как вам, наверное, известно, играют 16 клубов, равна 55 миллионам евро в год. Распределяется она с учетом коэффициента успешности выступления команд за пятилетний период, и наша доля в этом пироге это примерно 5 миллионов евро.



Одна из вип-лож (sky boxes) на домашнем стадионе «Генка». Ее аренда стоит примерно 35-40 тысяч евро за сезон


Следующая по значимости статья доходов – реализация сезонных абонементов на вип- места и в бизнес-ложи – это примерно 23 процента нынешнего бюджета. Обычные абонементы и билеты – еще 13 процентов. 14 процентов – поступления от УЕФА за участие в Лиге Европы, 4 – доходы от продажи еды и напитков на стадионе в дни матчей. И еще 16 процентов бюджета мы закрываем за счет спонсорских контрактов.

Порядок цифр по отдельно взятым спонсорским сделкам вы можете озвучить?

Я не думаю, чтобы эти цифры вас как-то очень уж впечатлили. Я повторюсь: мы небольшой клуб, региональный, и все наши партнеры и спонсоры, за исключением, пожалуй, только технического спонсора, Nike, с которым мы сотрудничаем вот уже 15 лет, это тоже компании регионального уровня.

Ну, вот, например, naming rights нашего стадиона проданы местной пивоваренной компании Alken-Maes, в связи с чем он сейчас называется – Crsital Arena, по наименованию одной из выпускаемых ею марок. Живых денег мы за это имеем около 400 тысяч евро в год. Плюс в этом сезоне они в рамках этого же соглашения за свой счет провели реконструкцию всех 26 расположенных на стадионе точек питания. Вот такой у нас спонсорский контракт. Еще год он действует, а потом будем его перезаключать – постараемся, конечно, на более выгодных условиях.



Построенный в 1999 году стадион «Генка» является собственностью клуба. До 2007 года он назывался Het Fenixstadion, затем  название поменялось на Cristal Arena – в честь одного из сортов, выпускаемых местной пивоварней Alken-Maes


Вопрос относительно болельщиков: в таком маленьком городе у вас не возникает проблем с посещаемостью стадиона?

Так у нас и стадион небольшой – вместимость у него чуть больше 24 тысяч. И при этом у нас на этот сезон реализовано под 20 тысяч абонементов, если совсем точным быть – 19 950. Так что нет, никаких проблем с тем, чтобы заполнять арену практически на каждой игре мы не испытываем: у нас и непосредственно в городе болельщиков хватает, и в его ближайших окрестностях: 80 процентов держателей абонементов – как раз оттуда.

Плюс у нас имеется еще некоторый ресурс: у «Генка» в других регионах Бельгии есть 34 официальных фан – клуба, которые объединяют около 15 тысяч человек. Это настоящие болельщики, преданные, постоянно за нами следящие. И еще, по нашим подсчетам, где –то примерно столько же у нас так называемых симпатизеров – то есть людей, которые не то, что без «Генка» жить не могут, но все-таки как-то, от случая к случаю, нашими делами интересуются. И наша задача, конечно, вот эту вот пассивную аудиторию раскачать, перевести ее в категорию активных болельщиков.

Что вы для этого предпринимаете?

У нас довольно много программ по работе с болельщиками. Есть, например, детская программа, по которой ребенок до 12 лет может стать держателем сезонного абонемента – причем, абсолютно бесплатно: для этого ему нужно просто заполнить на нашем сайте форму члена детского клуба «Генка».

Ну, понятно, конечно, что ребенок в таком возрасте один на футбол ходить не может: папы, мамы, бабушки и дедушки, которые ребенка сопровождают, за свои билеты платят. Но, что еще важнее, сами дети настолько проникаются футболом, что в большинстве своем потом, после того, как им исполняется 13 лет и свободный проход им уже не положен, они уговаривают родителей приобретать абонементы за деньги: по статистике, две трети ребят, которые начинают ходить к нам бесплатно, становятся нашими постоянными болельщиками.

Это очень хорошие цифры, но, конечно, дело тут не только в собственно футбольных матчах, а еще и в том, что члены нашего детского клуба получают помимо матчей: это и празднования дней рождения на стадионе, и Рождественские вечеринки с подарками от клуба, и возможность сфотографироваться с игроками основной команды, взять у них автограф, и участие во всевозможных благотворительных акциях: например, мы периодически объявляем среди наших болельщиков сбор детских игрушек -- потом мы отдаем их в семьи, которые в силу стесненного материального положения эти игрушки купить не всегда могут.

А что касается взрослых?

Со взрослыми мы тоже работаем, и довольно эффективно. Могу вам, например, сказать, что мы – первый в Про – лиге клуб, введший для своих болельщиков электронную платежную карту, это совместный проект с нашим титульным спонсором – Beobank. Вы бесплатно оформляете ее, зарегистрировавшись как член клуба «Генка», кладете на нее деньги и при походе на матч всюду на стадионе расплачиваетесь уже только ею, что на парковке, что при покупке пива, еды или атрибутики.

Это, во – первых, убыстряет процесс обслуживания, во – вторых – дает нам возможность отслеживать вкусы и предпочтения каждого отдельно взятого болельщика, частоту, с которой он посещает игры команды и с которой делает те или иные покупки на стадионе и, в конечном итоге, с учетом этих данных, корректировать уже имеющиеся у нас коммерческие предложения или формировать новые.

Наконец, самим болельщикам это дает возможность участвовать в бонусных программах, баллы в которых начисляются в зависимости от частоты и стоимости произведенных транзакций. Вот пример: наша домашняя игра с «Анжи» не входит в программу сезонного абонемента, но если его держатель придет на этот матч и заплатит за билет клубной картой, то ему за эту покупку будет начислено определенное количество бонусов.

Накопленные бонусы конвертируются, ими можно расплачиваться при покупке тех же билетов, абонементов, атрибутики и еды. Это, в свою очередь, стимулирует людей к тому, чтобы приходить на стадион заранее и покупать больше. Той же цели мы добиваемся и устанавливая определенную систему скидок: для Бельгии это вообще традиционно – прийти на игру за пять минут до ее начала, но, согласитесь, если вы объявляете, что пиво за два часа до матча будет стоить на 50 процентов дешевле обычного, а ближе к игре опять подорожает, разве это не повод изменить традиции!?

Заканчивая же тему бонусов, я могу сказать, что наиболее покупательно активных наших болельщиков мы поощряем с помощью разного рода призов: кто –то из них получит в подарок футболку из комплекта формы для нового сезона – такую, какую еще ни у кого нет. Другие будут приглашены на эксклюзивную фотосессию с игроками. Ну, а самые – самые – человека три –четыре – полетят вместе с командой на одну из выездных международных игр.

Впрочем, этим наша работа с болельщиками не исчерпывается. Мне бы хотелось сказать еще несколько слов о программах и акциях, которые не приносят нам денег, но в которых мы, тем не менее, участвуем, потому что чувствуем, что это важно – для нас, для наших болельщиков, для общества в целом. И я не сомневаюсь, что участие в них, несмотря на отсутствие немедленного экономического эффекта, на самом деле реально укрепляет наши отношения с людьми и приносит нам новых сторонников.



25 октября 2012 года. Болельщики «Генка» перед домашним  матчем Лиги Европы против лиссабонского «Спортинга» выражают свое отношение к решению о закрытии базирующегося в городе завода «Форд» 


Я сейчас говорю в первую очередь о ситуации, сложившейся вокруг расположенного в нашем городе завода «Форд». Когда два года назад было объявлено, что к концу 2014 –го его закроют, это было как разорвавшаяся бомба! Там работают около 5 тысяч человек и невеселая их теперь ждет судьба, скажу я вам. Мы, конечно, не можем предотвратить этого закрытия, но то, что мы можем, мы для этих людей делаем. Мы 2 тысячам наших болельщиков, которые там трудятся, предоставили очень крупные скидки на билеты, наши игроки на этот завод несколько раз ездили, встречались с рабочими, говорили им какие-то слова поддержки…       

Я хочу, чтобы вы поняли, что мы это делаем не потому, что надеемся извлечь из этого какую-то выгоду. Нет, мы реально видим в этом свою миссию – мы хотим помочь тем нашим людям, которым эта помощь нужна. Мы хотим поддержать тех, у кого нет жилья, и участвуем в организации футбольного Кубка для бездомных. Мы хотим поддержать незрячих – и поэтому для них у нас на стадионе оборудована специальная ложа и работают специальные радиокомментаторы – они рассказывают об игре в таких подробностях и деталях, которые людям с нормальным зрением ни к чему.

Мы, наконец, участвуем в программе по реабилитации осужденных, отбывших тюремные сроки – у нас на стадионе в дни матчей они заняты на общественных работах – в точках питания, на парковках. И потом те из них, кто хорошо себя зарекомендовал, могут получить работу на фабрике, принадлежащей нашему техническому спонсору, Nike – на этот счет у нас с ними существует специальное соглашение.

Мы даем этим людям шанс вернуться к нормальной жизни. Мы ощущаем свою ответственность за них. И то, что возможность реализовать эту ответственность у нас есть, нас очень вдохновляет.  

 

Петр БРАНТОВ 

Все новости >