Новости
Выбор факультета
26 июня 2014

Интернет-бизнес по-женски

В бизнес-школе RMA состоялся круглый стол «Интернет-бизнес по-женски», на котором выступили основательницы успешных интернет-проектов, выпускницы факультета «Менеджмент в сфере интернет-технологий» бизнес-школы RMA и просто очаровательные девушки, которые рассказали о своих проектах, и поделились опытом открытия своего интернет-бизнеса.


«Либо ты развиваешься, либо деградируешь» Наталья Костикова, генеральный директор ООО "Авента-Инфо", система бренд-контроля DAT.



«Ежедневно мы что-то покупаем, и в большинстве случаев уверены, что эта продукция оригинальна, естественно, если это не покупка сумки Louis Vuitton в переходе. Но дело в том, что нет почти никакой гарантии, что детское питание, продовольственные товары, автозапчасти и другая продукция, которая продается в наших магазинах, подлинная. Для справки: по данным МВД РФ каждый пятый товар – подделка.

Моя идея в том, чтобы дать возможность каждому человеку проверить подлинность товара. Мы делаем это следующим образом: договариваемся с ответственными производителями, которые хотят защитить свою продукцию, маркируем каждый товар специальным кодом, расположенным под scratch-слоем, стерев который после покупки можно проверить код по интернету или через смс.

Идея создания системы бренд-контроля возникла в 2006 году. Очень долго я продолжала возглавлять департамент маркетинга крупной компании, развивая систему бренд-контроля с соучредителем параллельно. Было страшно с головой ринуться в пучину нового бизнеса, который еще не приносит дохода. Я решила получить образование, чтобы углубить уже имеющиеся знания и развивать свою идею, и учеба в RMA в какой-то степени подвигла меня на то, чтобы сделать свой проект основным бизнесом. Этот же проект был моей дипломной работой.

Мою ситуацию я называю «синдром приближающийся старости» – это тот возраст, в котором очень хочется сделать что-то значительное, действительно полезное и доброе в глобальном смысле слова, и команду мы подбираем также – с нами работают только люди, которые хотят изменить мир к лучшему. Знаете, чем единомышленники отличаются от соратников? Единомышленники – люди, которые думают, так же как и вы, а соратники – это те, кто готов схватить меч и сражаться вместе с вами за общую идею. Важно найти именно соратников, людей поддерживающих идею изнутри.

Товары, которые мы маркируем, делятся на различные сегменты – это автозапчасти, продукты питания (в том числе и детского), алкоголь, БАДы. По подсчетам мы защитили уже 100 миллионов товаров, но это конечно не так много.

А теперь немного советов и предостережений. Первое с чего начинается каждый проект – это, безусловно, идея. В том, что все идеи гениальны, нет никаких сомнений, но нужно понимать, что «куда не плюнь – все уже сделано по несколько раз». И если вы считаете, что придумали гениальную идею, стоит повнимательнее посмотреть, так как велика вероятность, что ваша идея уже кем-то реализована в том или ином виде.

Помимо идеи нужна железная воля, вера в успех реализации, и, как бы это не звучало, нужна муза, вдохновение, которое поможет развиваться. Без этих трех «В»: воля, вера, вдохновение, никак нельзя.

Не забывайте про бюджет, от него никуда не денешься. Лучше преуменьшать предполагаемые доходы и по максимуму считать расходы, иначе есть большая вероятность, что денег постоянно будет не хватать. В этом деле нужно быть пессимистом, и думать что все расходы, которые предполагаются, обязательно будут.

Нужно всегда писать планы, прописывать сроки, несмотря на то, что они почти всегда срываются, особенно на крупных задачах: они помогают принимать решения, и хоть как-то контролировать тех, кто привык работать по вдохновению. Иначе проект будет бесконечен.

Можно ли когда-нибудь расслабиться? Если вероятность, что через пару лет все наладится, и вы сможете отправиться на Канары и потягивать коктейли под пальмами? Не знаю как у остальных, но у меня остановиться не получилось, ведь когда заканчивается один проект, жизнь подкидывает еще более сложные и интересные задачи, и этот процесс бесконечен. Но, пожалуй, это и хорошо, потому что либо ты развиваешься, либо деградируешь

Ну и напоследок, несмотря на все негативные стороны, которые я озвучила, я призываю женщин все же заниматься бизнесом, это захватывающий процесс, к тому же он развивает и помогает быть стройной и прекрасной. Так что если вы долго размышляете идти туда, или нет, настоятельно рекомендую – идите».


«Я хочу рассказать вам о своем ребенке» Юлия Щедрова, основательница Хочу замуж! и Ladynar.ru. 



«Тут все собрались, чтобы рассказать о своем бизнесе, но я хочу рассказать вам о своем ребенке. Ему на данный момент семь лет и я хочу рассказать, как он появился на свет.

12 лет назад я работала журналистом в глянцевых изданиях и у меня была основная тема – выйти замуж. Я ходила на все семинары по этой теме, прочитала все книжки, ходила на индивидуальные тренинги и во все глянцевые журналы писала статьи об этом.

У меня накопилось порядка 300 статей на эту тему, и когда я вышла замуж, я опубликовала все эти статьи на сайте и назвала его очень просто «Хочу замуж», чтобы моим опытом могли воспользоваться другие девушки и женщины, которые находятся в поисках мужа. Мне начали писать со всего мира свои истории, и я честно всем отвечала, пока не поняла, что мне не хватает ни сил, ни времени. Тогда мне пришла в голову мысль, написать пошаговую инструкцию о том, как любой девушке выйти замуж, независимо ни от каких отговорок и обстоятельств.

Я забеременела этой идеей и пришла в таком положении к своему мужу, на что он мне сказал, что этот ребенок нам не нужен, потому что нам нужно было выплачивать ипотеку, и моя стабильная зарплата была очень важна. Ну и к тому же муж говорил, что затея глупая и у меня ничего не получится.

Я взяла на себя ответственность оставить этого ребенка, и начала делать все необходимое для его рождения. Это было нелегко: у нас был один компьютер, и муж постоянно занимал его, а мне надо было собирать информацию из всех моих книг и включать в инструкцию только то, что действительно работает.

Тем не менее, роды состоялись, и через некоторое время на свет появился ребенок с именем «Замуж за 2 месяца». Я назвала его именно так, потому что муж сделал мне предложение через два месяца после знакомства, и я, по сути, описала то, что сработало.

У меня не было денег развивать проект, но сама идея была настолько шокирующей в то время, что журналисты начали обращаться ко мне сами. В первый год существования проекта обо мне сняли сюжет Первый канал и Россия, Культура и даже Russia Today. Так и получилось, что почти без вложения сайт раскрутился и начал приносить пусть небольшую, но стабильную прибыль. И в этот момент муж признал свою ошибку и взял часть забот о воспитании нашего ребенка на себя.

Мы пахали день и ночь. Я отвечала за продуктовую часть, чтобы продолжать выпускать новые видеотренинги для девушек, а муж привлекал подписчиц. Работали в паре и 8 часов, и 9, и 18. Когда мы окончательно устали, мы открыли офис и наняли четыре воспитателя для нашего ребенка, мы просто хотели немного свободного времени для себя. Но оказалось, что свободного времени стало еще меньше, потому что еще добавилось забот в виде управления сотрудниками. Тогда перед нами встал выбор: либо мы возвращаемся к прежней схеме, либо нанимаем еще больше воспитателей. Чтобы понять, как решить эту дилемму, мы пришли в RMA. В итоге у нас в офисе работает 20 человек.

На Кавказе такой обычай воспитания детей: пока ребенок еще маленький его воспитанием занимается женщина, когда ребенок подрос и с ним уже интересно играть и проводить время – подключается мужчина. Так получилось и у нас. Сейчас, когда ребенку исполнилось семь лет, я передала его на воспитание отцу, которой теперь воспитывает из него настоящего мужчину, с показателями, статистикой и прочими цифрами. А я, как настоящая мама, хожу и рассказываю всем, какой хороший у меня ребенок: выступаю на конференциях, в передачах на телевидении, пишу статьи в журналы, и – самое главное – пишу книги».


«Я каждый день встречаю с улыбкой»Анна Шмигановская, основатель проектов OnlineDress.ru и Odstore.ru



«Девушки настроили на лад рассуждений о женском бизнесе, и вот готовясь к сегодняшнему выступлению, я поймала себя на мысли, что все четыре года, что существует моя компания, я каждый день встречаю с улыбкой, и, по моему мнению, это значит, что я счастливый человек.

Наша компания была организована в 2010 году. Инвестиции мы брали на создания сервиса интернет-примерочной, в 2010 году это была инновационная идея, да и до сих пор многие мечтают о возможности подобрать идеальную одежду по размеру не выходя из дома. Но ничего качественного так и не сделано.

Был план отрисовывать одежду в 3D, чтобы каждый человек смог ввести свои точные параметры и четко видеть как та или иная вещь будет сидеть именно на его фигуре. И все это должно было быть красиво, с анимацией и красивыми видами. Планы были грандиозные, монетизировать хотели на продаже этого сервиса магазинам и дизайнерам. В итоге себестоимость создания была просто колоссальная: чтобы в 3D отрисовать одну более-менее похожую на оригинал вещь, нужно было потратить 5-6 тысяч рублей за единицу, согласитесь, никакая стоимость одежды не покроет такие расходы.

На разработку мы потратили много времени и денег и в итоге пришли к мнению, что результат не удовлетворяет ни потребителя, ни заказчика. Поэтому, поговорив с инвестором, поняли, что нужно оставлять команду, но менять бизнес-модель.

Идею с онлайн-примерочной мы не оставили, но решили упростить ее, и сделать в формате 2D: были фотографии одежды, которые можно было посмотреть спереди и сзади. Мы поняли, что сервис в таком виде продать не получится, поэтому примерочная стала уникальной особенностью онлайн-магазина с вещами российских дизайнеров, который мы открыли.

Я считаю, что несколько месяцев назад мы совершили прорыв: соединили онлайн с оффлайном и открыли первый мультибрендовый магазин с вещами российских дизайнеров. Планы сейчас большие, мы хотим открыть еще один магазин, нарастить обороты. Одну из главных целей мы достигли – вышли на самоокупаемость.

Главное богатство в бизнесе – это команда, как сегодня уже говорили, нужны люди, которые верят в проект. Для руководителя важно иметь либо разумного соучредителя, либо надежного заместителя. Небольшой совет: постарайтесь сделать так, чтобы у вас и вашего заместителя разрыв в заработной плате был небольшой – это честно и дает дополнительную гарантию, что на этого человека можно положиться.

Мы за четыре года три раза сменили бизнес-модель, и в этом нет ничего страшного. Здорово, конечно, если ваш бизнес изначально масштабируемый и может развиваться без кардинальных изменений. Но даже если приходится менять бизнес-модель – не нужно этого бояться, главное – все четко и открыто объяснять инвестору, и если он заинтересован в команде и видит горящие глаза – все будет ок».


«Искать и выбирать, балансируя на грани» – Елена Лебедева, основатель в Хозяйки онлайн



«Для меня неожиданно и приятно, что меня пригласили сюда, потому что моему-то ребенку пока только 2 месяца и говорить о каких-то показателях еще рано. Кроме прочего, я до сих пор работаю наемным сотрудником в компании и развиваю свой проект параллельно с основной работой.

Я уже была автором медийного проекта, и он был посещаемым и вполне успешным, но его пришлось закрыть по организационным причинам. Через какое-то время я решила возобновить работу над собственным делом, но сделать его совершенно другим. Для этого мне пришлось многому учиться, в том числе и в RMA, кроме этого у меня есть техническое образование, а в настоящий момент я учусь мобильной разработке. Я искренне верю, что все мое обучение не напрасно, и оно поможет нашему сервису вырасти.

«Хозяки онлайн» – это кулинарный портал с возможностью подбора меню. В нашей базе пока около тысячи рецептов и более 1500 продуктов с ценами на них, так что когда вы выбираете конкретное меню, можно сразу понять, сколько оно будет стоить. Также с помощью этого сервиса можно похудеть: благодаря советам профессиональных диетологов можно составить меню до 30 дней, и каждый день смотреть, сколько килограммов потеряно.

О каких-то особенных успехах говорить еще рано, так как сервис очень молодой, поэтому хотелось бы рассказать о том, как этот проект разрабатывался.

Больная тема, пожалуй, в любом бизнесе – как сделать проект недорого и быстро. Когда делаете на свои деньги, и лишних миллионов у вас нет, я бы посоветовала начинать не с подбора команды и открытия офиса, а с поиска подрядчика, который будет ваш проект делать. Несмотря на ограниченный бюджет, экономить на подрядчике нельзя. Конечно, велик соблазн найти программиста на freelance, который обещает сделать вам супер-крутой сайт быстро и за копейки. Но дело в том, что люди, которые работают дешево, не могут позволить себе две вещи: время, так как они работают постоянно над несколькими проектами, и обучение, потому что курсы и книги стоят достаточно дорого. Но и денег на крутую web-студию может не быть, поэтому единственный вариант – искать и выбирать, балансируя на грани.

Выбирая студию, которой вы отдадите сайт, обращайте внимание на ее специализацию: некоторые хорошо делают дизайн, но с технологиями не очень, а есть те, кто может решить технические задачи любой сложности, но к дизайну относятся несерьезно, а для женского портала, как вы понимаете, дизайн имеет очень большое значение. Так что, скорее всего, придется нанимать две компании.

Не забудьте договориться заранее с теми, кто будет отвечать за программирование, о технической поддержке сайта, здесь же опять всплывает минус фрилансера – он не может более-менее регулярно поддерживать ваш сайт. Тестирование и поиск ошибок – это процесс неизбежный и после запуска сайта нужно будет еще несколько месяцев безостановочно дергать разработчиков. Поэтому важно сразу понять, что компания, которую вы нашли, достаточно отзывчива и готова оперативно решать возникающие проблемы.

Кстати, первое, что вы должны сделать, начиная создавать сайт – окончить курсы по html и ccs, чтобы вы могли говорить с подрядчиком на одном языке. Кроме того, элементарные знания о разметке страниц, позволят вам самостоятельно без лишних мучений изменить мелкие детали на сайте.

Найти подрядчиков можно опираясь на различные рейтинги, например, я обращала внимание на рейтинг CMS Magazin, кроме того, я уже знала на каком движке будет сайт и искала компанию, которая бы специализировалась именно на нем.

Подойдите очень серьезно к оптимизации и приготовьтесь к тому, что сайт не сразу индексируется, у нас, например, из 5000 тысяч страниц, которые есть на сайте, в индексе – всего 250. Тем не менее, около 100 заходов на сайт с поиска в день у нас уже есть, и мы продолжаем работать. Если игнорировать адаптацию под поисковые системы, то придется много платить за рекламу, которая еще и не всегда дает продажи. Возможно, оптимизацию тоже лучше передать профессионалам.

Что касается монетизации: так как мы все же женский журнал, дополненный сервисами, мы планируем зарабатывать в будущем за счет рекламы. Искренне надеюсь, что мне удастся финансировать проект до конца, пока он не станет успешным».


«Я хотела найти в сети ресурс, который помог бы подготовить моего ребенка к школе»Ольга Дыняк, основатель онлайн-сервис дистанционного образования для детей IQша.



«IQ-ша – сервис для онлайн-развития детей от двух до семи лет. Идея этого проекта пришла мне в голову во время обучения в RMA. На тот момент моему ребенку было три года, я изучала различные системы дошкольной подготовки, хотела найти в сети что-то, что помогло бы мне развивать своего ребенка и подготовить его к школе, но, к сожалению, качество тех сайтов, которые я нашла, оставляло желать лучшего. Я начала просматривать зарубежный рынок и нашла сайт для обучения математике с пеленок, вдохновилась этим проектом и поняла, как подать свою идею, я взяла именно там.

Впервые об этой теме я рассказала на защите тем дипломов, мне задавали много каверзных вопросов, и я даже подумала, что тему «завалят». Но я прошла, и на защите дипломов сайт уже был запущен.

У нас представлены различные интерактивные упражнения на различные темы для детей различного возраста. Так как я не являюсь педагогом, первый человек, которого я наняла в штат – это педагог-психолог дошкольного образования, который продумывал программу обучения. Сейчас в команде уже не один педагог, около 300 упражнений и 2500 заданий. Все задания адаптированы: мы смотрим, насколько ребенок успешен в обучении, и система выдает задания адекватные его уровню.

Ребенок может сам заходить на сайт и выполнять упражнения, они все озвучены, поэтому даже если он не умеет читать, он сможет заниматься. Есть система мотивации: медали, кубки и дипломы, также можно проходить квесты, в которых за каждое выполненное задание можно получить необходимую деталь и в итоге, построить, например, школу. А у родителей есть возможность просмотреть успехи ребенка, проанализировать его действия.

Изначально у нас был тестовый период – семь дней бесплатно, а затем нужно было платить, но проанализировав поведение пользователей, мы пришли к другой системе монетизации Freemium – 20 заданий можно сделать бесплатно, остальное за деньги. Интересно, что когда мы повысили стоимость в несколько раз, количество транзакций возросло. Лучше покупают безлимитный доступ для 5-7 лет, поэтому к сентябрю мы запустим возраст от 8 до 11 лет.

Недавно запустили медиа-проект, где собранны материалы для родителей: статьи, советы, задания для распечаток, за счет этого проекта, мы рассчитываем приводить людей на наш основной сайт. Зарабатывать за счет рекламы мы не хотим, так как это все-таки это детский ресурс.

Конечно, сначала мы пытались пробиться через министерство образования, но, к сожалению, ничего не получилось. Но мы работаем напрямую с некоторыми детскими садами и детскими домами, где детей обучают с помощью нашей системы. Наш способ обучения хорошо подошел для детей с задержками в развитии, которым мы предлагаем бесплатный доступ.

Сайт запустился два года назад. В настоящий момент зарегистрировано 150 000 пользователей, и мы полностью самоокупаемы. Конечно, у нас нет таких бюджетов, о которых рассказывала Аня, да и вообще в сфере образование нет таких бюджетов, мы не e-commerce, но мы вполне успешны».

Все новости >