Новости
Выбор факультета
26 мая 2010

Что будет в 2014-м?

Несколько месяцев назад внимание миллионов людей по всему миру было приковано к одной и той же телетрансляции - с закрытия Олимпийских игр 2010 года. Тогда на торжественной церемонии произошло знаковое для России событие - передача Олимпийского флага Анатолию Пахомову, мэру города Сочи, которому предстоит принять следующую зимнюю Олимпиаду. Директором этой части церемонии был Илья Бачурин, хорошо известный по работе на телевидении, а ныне занимающий должность советника президента Оргкомитета "Сочи-2014" по организации церемоний. О том, что происходило в Ванкувере и чего стоит ждать через четыре года, Илья рассказал на встрече со слушателями специализации "Менеджмент в музыкальной индустрии" Государственного университета управления.

- За свою жизнь мне приходилось работать на многих международных церемониях, и одно могу сказать точно: нигде и близко не было того, с чем мы столкнулись в Ванкувере, - рассказывает Илья Бачурин. - Участники церемонии закрытия мало репетировали, а потому к ним было очень много вполне обоснованных претензий. На стадионе действительно все происходило слишком хаотично для мероприятия такого уровня. Показателен хотя бы тот факт, что репетиции массовых сцен как таковые вообще отсутствовали. Участвующих в ней волонтеров просто привели на стадион и за час до начала церемонии нехитрыми манипуляциями объяснили, что в какой момент нужно делать. Одним словом, сложно представить, чтобы у нас какое-то мероприятие готовилось таким образом - все должно быть хорошо отрепетировано и работать как часы.

Правами на съемку церемонии закрытия Олимпиады-2010 обладали три телекомпании. В распоряжении каждой компании было более 20 камер и возможность расставить их любым удобным образом. В итоге у каждой телекомпании получалась своя трансляция, совершенно не похожая на две другие. - За несколько дней до церемонии мы собрали представителей всех трех компаний, чтобы объяснить, как будет проходить церемония, - рассказывает Илья Бачурин. - Мы подробно рассказали, что лучше снимать в конкретно взятый момент, какой камерой и каким образом. К сожалению, на деле все вышло далеко не так, как нам хотелось бы. Ни один бродкастер на снял церемонию передачи флага должным образом, и в итоге трансляция получилась не такой эффектной, как могла бы быть. Хотя с постановочной точки зрения мы все сделали качественно, не допустив ни одной помарки.

Стоит сказать, что постановочная группа (в составе которой, к слову, работали три выпускницы специализации "Менеджмент в музыкальной индустрии"), столкнулась с рядом сложностей и не смогла в полной мере реализовать все задуманное - что-то не устраивало организаторов Олимпиады, что-то выходило неприемлемо с финансовой точки зрения, что-то не вписывалось в формат. Несмотря на это, церемония передачи флага Сочи вышла красочной и, что особенно важно, узнаваемой. По словам Ильи Бачурина, самым главным для его команды в этой церемонии стал приобретенный опыт, который пригодится уже меньше, чем через четыре года. Пожалуй, не стоит говорить, что ключевая задача на 2014 год уже сформулировано - все, что касается Олимпиады, должно быть сделано эффектнее, чем в Пекине.

К 2014 году должна быть решена еще одна стратегическая задача, сформулированная на государственном уровне - российское телевидение должно полностью перейти в цифровой формат. Илья Бачурин, за плечами которого работа на "Первом" и MTV, рассказал, к чему по его мнению приведет этот переход.

- Прежде всего, на рынке не останется таких крепких мейджоров, как есть сейчас, - отметил Бачурин. - Сейчас пять-шесть каналов имеют хорошо узнаваемые бренды, сила которых с переходом в цифровой формат, уменьшится. Если сейчас на долю этих каналов приходится около 85 процентов аудитории, то через пару лет после перехода эта цифра снизится до 30-40 процентов. Каждый из этих каналов будет идти в пакете с другими каналами, которые хоть и будут менее значимыми, свою нишу займут. То есть с переходом на "цифру" произойдет колоссальный передел, и маленькие игроки перестанут быть такими уж маленькими. Произойдет некий взрыв, и в широком доступе будет находиться минимум 50-60 каналов.

Все это приведет к повышению ценности брендов конкретных программ и ведущих. Западная практика это уже давно доказала - телезритель всегда делает выбор в пользу того, что ему нравится, и на каком канале это показывают, для него не имеет никакого значения. Телевизионная аудитория при этом станет гораздо более сегментированой, чем сейчас, в виду чего переманивать зрителя будет гораздо сложнее. Кроме того, со временем таких бюджетов, какими сейчас располагают центральные каналы, не останется - все будет скорректировано в сторону уменьшения. Таким образом, каналам придется производить более легкий контент, но это совершенно не значит, что телевидение станет хуже - просто возрастет роль креатива, и успешен на рынке будет тот, кто сможет лучше прочувствовать свою аудиторию, определить ее потребности и стать к ней как можно ближе.

Запад уже давно через все это прошел - пришло время последовать этому примеру.

Кирилл БЛАГОВ

Все новости >