Новости
Выбор факультета
28 сентября 2007

Бизнес дальнего следования

Выездное занятие для слушателей специализации "Менеджмент в игровых видах спорта" на стадионе "Локомотив"
 
25 cентября  на "Локомотиве" - лучшем футбольном стадионе Восточной Европы - прошло занятие, которое для слушателей специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» провели директор департамента маркетинга, продаж и коммуникаций футбольного клуба «Локомотив» Дмитрий Ефимов, его заместитель Елена Серебрякова и менеджер по стратегическим коммуникациям Сергей Надарейшвили. Главное внимание на занятии было уделено вопросам устройства инфрастуктуры клуба и стадиона, коммерчески эффективной эксплуатации спортивных сооружений и  работы с болельщиками.
 
Дмитрий Ефимов о задачах возглавляемой им коммерческой службы и бюджете «Локомотива»: «В компетенцию возглавляемой мной службы входит рекламная, маркетинговая и PR – деятельность футбольного клуба «Локомотив», продажи билетов и абонементов, а также официальной клубной продукции. Кроме того мы курируем работу пресс – службы и официального интернет – сайта. В настоящее время главной нашей задачей является разработка стратегии продвижения бренда «Локомотив», осуществление нестандартных PR, рекламных и маркетинговых ходов, направленных на популяризацию команды, укрепление позитивного клубного имиджа. Это, признаюсь честно, непаханое поле: по большому счету, ни один футбольный клуб в России до сих пор ничем подобным целенаправленно не занимался. Даже ЦСКА, первым из наших команд завоевавший Кубок УЕФА. Казалось бы, какой можно было на этом сделать PR! Но нет, никаких реальных дивидендов из этой действительно блестящей победы армейцы не извлекли. Что ж, мы постараемся учесть этот не слишком удачный опыт и не повторить чужих ошибок…
 
Бюджет «Локомотива» на этот сезон составляет 70 миллионов долларов. Большая его часть обеспечивается деньгами ОАО РЖД, однако около 30 процентов «Локомотив» зарабатывает сам. Доход нам приносят расположенный на территории стадиона фитнесс – центр, боулинг - клуб, ледовый дворец (несколько подробнее речь о них пойдет ниже – RMA), продажа билетов и абонементов и, конечно, сдача в аренду самого стадиона. В среднем за год его снимают не меньше 10 раз – здесь играет сборная, здесь в нынешнем, как, впрочем, и в прошлом сезоне проводит матчи группового раунда Лиги Чемпионов ЦСКА. Все это приносит «Локомотиву» очень неплохие деньги: стоимость аренды стадиона на один матч равна 100 тысячам евро. К этому необходимо добавить доходы от размещения наружной рекламы: поле стадиона с трех сторон оборудовано итальянскими ротаторами, способными сменять рекламные изображения по 15 – 20 раз в час. Впрочем, вскоре они будут заменены на гораздо более современные электронные экраны. Ну и, конечно, одной из важнейших статей дохода «Локомотива» является продажа вип – лож. Только на них клуб зарабатывает около 6 миллионов евро в год».
 
Дмитрий Ефимов о работе с болельщиками: «Часть помещений под Восточной трибуной стадиона отданы нашему официальному фан – клубу, который занимается работой с болельщиками, в том числе и из регионов. Во многом благодаря деятельности фан – клуба, «Локомотиву» удалось существенно повысить посещаемость своих домашних игр: если десять лет назад на них собиралось не больше 200 – 300 человек, то в прошлом сезоне средняя посещаемость одного матча составляла уже около 10 тысяч. Абонементов на игры текущего чемпионата мы продали около 4 тысяч, что на 20 процентов больше, чем в прошлом году. Всего в нашем официальном фан – клубе числится 6 тысяч одних только москвичей. В провинции у «Локомотива» поклонников гораздо больше. Впрочем, я должен развеять слухи о том, что наш клуб будто бы привлекает болельщиков акциями вроде организации бесплатных выездов и раздачи билетов и абонементов. Единственное, в чем мы финансово помогаем активистам фан – клуба, так это в изготовлении имиджевых баннеров, вроде знаменитого «Your Eternal Rome/Aut vincere aut mori» (на котором бывший главный тренер «Локо» Славолюб Муслин был изображен в виде римского полководца – RMA). Что же касается билетов и абонементов, то их члены фанклуба приобретают на общих основаниях. Наша позиция заключается в том, что «бесплатные болельщики» профессиональному клубу, клубу, который функционирует как коммерческое предприятие, не нужны. Скажу даже больше – «бесплатные болельщики» -- это путь в никуда. Потому что люди, которых вы несколько раз пустили на матч бесплатно, быстро к этому привыкнут и потом не станут покупать билетов просто из принципа. Таким образом вы будете стимулировать не рост посещаемости, а, напротив, отток зрителей с трибун. В бытность мою коммерческим директором донецкого «Шахтера» мы эту историю проходили: нет, уверяю вас, это совершенно бесперспективное направление. Да и сами болельщики едва ли заинтересованы в том, чтобы их интерес к команде подогревался таким способом, ведь ничего не платя за посещение игр любимого клуба, они лишаются морального права требовать от его игроков и тренеров достойных результатов.
 
Другое дело, что в дальнейшем, когда мы соответствующим образом наладим работу клубного сайта, когда болельщики, зарегистрировавшись на нем, смогут приобретать билеты и абонементы непосредственно через него, мы, возможно, станем оказывать нашим поклонникам некоторую поддержку при выездах на еврокубковые матчи. Но – далеко не всем, а только самым преданным. Впрочем, повторюсь, для этого необходимо наладить работу сайта: так, чтобы мы, заглянув в статистику, сразу могли понять: «Вот, например, Вася был на всех наших домашних играх и поэтому достоин поехать с командой на еврокубковую игру. А, скажем, Петя – не был и на половине, и поэтому на какую – то особую помощь от клуба ему пока рассчитывать не стоит».
 
Дмитрий Ефимов о билетной политике «Локомотива»: «Политика эта чрезвычайно проста и диктуется исключительно спросом, то есть зрительским интересом к каждой отдельно взятой игре. Скажем, билеты на недавний матч со «Спартаком», по российским меркам стоили довольно дорого. Зато вход на ближайшую игру Кубка УЕФА с «Митьюлендом» обойдется болельщикам по минимальной цене. Судите сами: матч проходит в четверг, начинается поздно – в 21. 00, следующая за четвергом пятница – рабочий день. Да и счет первой, выездной игры – 3:1 в пользу «Локомотива» -- не сулит особой интриги. Следовательно, дорого билеты на эту игру продать просто невозможно».
 
Дмитрий Ефимов о перспективах Кубка РЖД: «Прошедший недавно первый Кубок РЖД, приуроченный к 5 – летию нашего стадиона, оказался коммерчески успешным турниром, он окупил вложенные в него деньги. Посещаемость матчей первого дня была весьма неплохой, на финальную же игру и матч за третье место были проданы практически все билеты: другое дело, что некоторые купившие их люди затем отказались от похода на стадион из – за дождя. Понятно также, что одной только продажей билетов все расходы на организацию такого турнира было не покрыть, но мы хорошо поработали со спонсорами и с рекламой. Я не могу сейчас сказать, станет ли Кубок РЖД традиционным ежегодным турниром, но в будущем году он состоится точно. «Милан», участвовавший в розыгрыше Кубка в этом году, сам изъявил желание приехать к нам еще раз. Что же касается других двух (помимо «Локомотива») участников, то мы, возможно пригласим какую – нибудь именитую команду из английской Премьер – лиги и какой – нибудь из ведущих латиноамериканских клубов».
 
Сергей Надарейшвили о спортивных сооружениях футбольного клуба «Локомотив»: «Среди спортивных объектов, находящихся в собственности OАО РЖД и бессрочном пользовании футбольного клуба, главным, разумеется, является центральный стадион «Локомотив», где сейчас располагается и офис клуба. Строительство арены, возведенной на месте старого стадиона за полтора года, обошлось в 150 миллионов долларов. На территории, прилегающей к стадиону, мы имеем ледовый дворец, который ежедневно работает с семи утра до полуночи: там занимаются детские группы фигурного катания, а в остальное время лед сдается в аренду хоккеистам – любителям. Неподалеку же расположены запасное естественное футбольное поле и искусственный газон, который недавно был накрыт надувным куполом, приобретенном в одной из скандинавских стран, так что теперь на нем можно тренироваться и играть даже зимой. К объектам, расположенным на самом «Локомотиве», но не имеющим непосредственного отношения к футболу, можно отнести боулинг и фитнес – клубы, находящиеся непосредственно в подтрибунных помещениях. Оба этих заведения весьма популярны. В фитнес – клубе нередко можно встретить футболистов главной команды «Локомотива» -- например, в период реабилитации после травмы там часто появлялся Малхаз Асатиани -- и это обстоятельство способствует дополнительному притоку клиентов.
 
Еще один фитнес – центр – «Локо парк» -- мы имеем в Свиблово. Кроме того, в распоряжении футбольного клуба находится довольно крупный земельный участок в Косино. Возможно, со временем мы обустроим его под нужды нашей детской футбольной школы (в «Локомотиве» действует общеобразовательная школа с футбольным уклоном и интернат, в котором иногородние учащиеся могут жить круглый год за исключением каникул. Выпускниками этой школы являются нынешние игроки основного состава «Локо» Динияр Билялетдинов, Роман Концедалов и Сергей Ефимов – RMA). Ну и, конечно, список наших спортивных сооружений был бы неполным без упоминания тренировочной базы в Баковке. Она, возможно, не так роскошна, как база «Сатурна», но все необходимое для полноценной работы там есть: два поля, тренажерный зал, бассейн, жилой корпус и, конечно, прекрасная столовая, работники которой стараются учитывать вкусы и пристрастия каждого игрока команды».
 
Елена Серебрякова о продаже вип – лож и работе с вип – клиентами:«Всего на нашем стадионе имеется 61 вип – ложа разного размера: все они находятся в специальном изолированном поясе, расположенном между первым и вторым ярусами трибун. Еще не так давно таких лож было 55, последние 6 были достроены как раз к Кубку РЖД.
 
Самые маленькие ложи рассчитаны на 10 человек. Самые большие – на 24. Впрочем, цена лож зависит не только от их вместимости, но и от местоположения. Самая дешевая ложа на Южной трибуне стоит 68,5 тысяч евро, самая дорогая на Восточной – 180 тысяч в год. По условиям договора, покупатели – а это в основном крупные компании, банки и прочие коммерческие предприятия – вносят полную предоплату. За эти деньги им предоставляется право посещения не менее 28 мероприятий в год. То есть в стоимость входят отнюдь не только домашние матчи «Локомотива» -- напомню, что их в сезоне всего 15, -- а вообще все игры, проходящие на стадионе: в том числе еврокубковые, игры сборной и так далее. Кроме собственно футбола завсегдатаям вип – лож предлагаются сопутствующие услуги – у входа на стадион их встречают девушки из сотрудничающего с «Локомотивом» модельного агентства. Едой и напитками вип – гостей обеспечивает кейтринговая компания Loco Service, причем в меню есть даже специальная детская страница, а среди приглашенного персонала – аниматоры, которые могут занять и развлечь детей, пока их родители смотрят футбол.
 
У клиентов вип – лож также имеется возможность разместить по их внешнему периметру свою рекламу, причем изготовление баннеров по макетам, предоставленным заказчиками, клуб берет на себя. К слову, в следующем сезоне мы намерены договорится с нашими партнерами о том, чтобы все их баннеры были выдержаны в красно – зеленых цветах «Локо»: такое дизайнерское решение мы подсмотрели на стадионе «Шальке 04», когда вместе с прежними слушателями программы «Менеджмент в игровых видах спорта» ездили на стажировку в Германию. Помимо вип - лож на «Локомотиве» имеется еще и вип – сектор на 420 мест. Он расположен на первом ярусе Восточной трибуны, оборудован мягкими креслами и лампами подогрева, так что даже в холодную погоду посетители могут не слишком заботится о теплой одежде. Разумеется, здесь есть отдельный буфет. В нынешнем году абонемент в этот сектор стоит 80 тысяч рублей вместо прошлогодних 120 тысяч. Цену снизили по указанию Юрия Павловича Семина, и продажи выросли в два с половиной раза: 50 абонементов в нынешнем сезоне против 20 в прошлом.
 
На верхнем ярусе стадиона расположена так называемая «Президентская ложа». Абонементы в нее не продаются, пройти сюда можно только по специальному приглашению. Она оборудована пуленепробиваемыми стеклами и специальным раздвижным звуконепроницаемым экраном, которым первые лица государства могут отгородиться от менее важных посетителей, если им вдруг срочно понадобиться обсудить какие – то важные и сугубо секретные дела. Впрочем, несмотря название, президент в этой ложе пока так и не побывал. Зато ее посещал Михаил Фрадков, а на последнем матче со «Спартаком» за игрой отсюда наблюдал новый премьер – министр Виктор Зубков».
 
Справка: Футбольный клуб «Локомотив» (Москва). Дата основания: 12 августа 1923 года. Прежние названия: Клуб Октябрьской революции (1923 – 31), «Казанка» (Московско – Казанская железная дорога, 1931 – 1936). Цвета: красно – зеленые. Стадион:«Локомотив» (вместимость -- 28 800 зрителей) . Президент: Юрий Семин. Главный тренер: Анатолий Бышовец. Наивысшее достижение в чемпионатах СССР: 2- е место (1959). 2 – кратный обладатель Кубка СССР (1936,1957). 2 – кратный чемпион России (2002, 2004). 5 – кратный обладатель Кубка России (1995/96, 1996/97, 1999/00, 2000/01, 2006/07). 2 – кратный обладатель Суперкубка России (2003, 2005). Обладатель Кубка Содружества (2005). Полуфиналист Кубка Кубков (1997/98, 1998/99).
 
Справка: Центральный стадион «Локомотив». Год открытия: 2002. Архитектор: Дмитрий Буш. Размеры футбольного поля: 104 на 68 метров. Газон: Desso DLW (Голландия). Гостевой сектор: 2420 мест. Количество ТВ – позиций: до 15 камер. Количество комментаторских позиций: 30. Ложа прессы: 236 мест. Табло: 2, цветные жидкокристаллические. Камеры наблюдения: 45 (35 внутри стадиона, 10 – вокруг). Освещение: 1500 люкс. Количество касс: 12. Билетная система: Ticket Soft.

ФОТООТЧЕТ
Все новости >