Новости
Выбор факультета
16 марта 2016

Приглашаем на занятие Юрия Синодова

17 марта в аудитории DEE учебного центра RMA (улица Нижняя Сыромятническая 10, строение 12) состоится лекция создателя портала Roem.ru Юрия Синодова, который расскажет слушателям групп И-20 и И-21 о ведении и развитии отраслевых интернет-СМИ. Начало в 19.00. При подготовке рекомендуем ознакомиться с отчетом о мастер-классе Юрия, который прошел на факультете «Менеджмент в сфере интернет-технологий» ранее.


«Никогда не связывайтесь с самодурами»

Создание нишевого СМИ: инструкция

Первое, с чем нужно определиться, это структура, тематика и контент ресурса. Среди тех, кто чаще всего пытается открыть собственные мини-медиа, Синодов выделяет две группы: людей «от мира технологий», которые и с созданием сайта разберутся, и в теме понимают, но испытывают проблемы с регулярным написанием текстов; и тех, кто умеет хорошо и на постоянной основе выдавать контент, но не в состоянии продумать удобство своего проекта для пользователей. Возможно, поэтому в сети так мало действительно работающих и интересных исключений, подобных Roem.

Безусловно, от создателей независимого СМИ потребуется соизмерять желаемое с финансовыми возможностями. «Самый простой выход — это рерайт. Когда я начал работать в интернет-СМИ, для меня было шоком, что надо выдавать по одному, а то и несколько текстов в день. В печатных изданиях ты работаешь над статьей несколько дней, а то и неделю. Для интерент-СМИ, где контент поглощается быстрее, эксклюзивов не напасешься. Аудио и видеоматериалы помогут заинтересовать людей. Но, по моему опыту, увеличить аудиторию ресурса в 2-3 раза гораздо легче, чем собрать и удержат ее ядро», — говорит Синодов.

Едва ли кто-то сможет тянуть на себе такой проект в одиночку, без команды не обойтись. Найти людей, которые смогут поддерживать и наполнять ресурс на постоянной основе, нелегко. Тем более сложно подобрать состав редакции так, дабы, с одной стороны, избежать работы с некомпетентными людьми, а с другой — текучки кадров, пускай и квалифицированных. Например, Юрию много помогала жена. «Я знал один проект, разбазаривший годовой бюджет за пару месяцев», — рассказывает он. — «При увольнении они платили сотрудникам компенсацию в размере нескольких окладов. Не сумев сразу подобрать состав авторов, они быстро потеряли и деньги, и интерес. Так что если вы сразу не видите, с кем можно начать, лучше остановиться».

Facebook — проблема №1 для тематических медиа-проектов

Позиционирование для интертнет-медиа не менее важно, чем заголовки и качество текстов. Даже если читать, по сути, больше некого, пользователь должен представлять, для кого и для чего публикуются тексты. Создавая Roem, Юрий Синодов задумывал его как «френдленту Ильи Сегаловича» — то есть представил некий образ ресурса и строил наполнение так, чтобы его было интересно читать даже одному из основателей «Яндекса». Что примечательно, такое решение нашло отклик и у аудитории, и у топ-менеджеров индустрии, которых легко можно встретить в комментариях к новостям на ресурсе.

Подход к Roem как к френдленте также оказался оправданным: основную массу информационных поводов, освещаемых на ресурсе, Синодов находит либо сам, либо черпает из топиков, добавляемых другими пользователями через специальную форму. Почти как в ленте Facebook, где вы и сами пишете на актуальные для вас темы и, вместе с тем, получаете контент, «отфильтрованный» для вас людьми из вашего окружения.

Собственно, самая популярная на свете социальная сеть и видится Юрию основным конкурентом его ресурса. Конечно, речь не идет о соперничестве на глобальном уровне; но за прослойку технических энтузиастов, стартаперов и менеджеров интернет-проектов, «облюбовавшую» Facebook, бороться, конечно, стоит. «В этой отрасли, как и в любом довольно тесном сообществе, очень сильны горизонтальные связи, когда данные и комментарии получаются из первых рук. То есть без участия СМИ, которые обычно транслируют информацию на широкую аудиторию. Люди из компаний-лидеров интернета также сидят в соцсетях и готовы делиться тем, что знают, или тем, что показалось им интересным. Чтобы получать актуальные новости индустрии, многие подписываются на ленты этих людей», — рассказывает Синодов.

Противопоставить ленте Facebook тематическое медиа может не только привычку редакторов регулярно мониторить большое число источников, но и эксклюзивные материалы. Хотя изрядная доля публикаций на Roem — это «рерайт», т.е. переписанные под стиль издания новости от других ресурсов (так быстрее и дешевле), без инсайдерской информации и уникальных материалов тоже не обходится. Правда, здесь есть свои «подводные камни»; во-первых, чтобы получать информацию раньше остальных, вам нужны авторитет, связи и доверие со стороны «информаторов», которые нарабатываются не сразу; а, во-вторых, работа с инсайдерами весьма щекотлива в плане законодательства.

Дефицит — угроза номер два

Но прежде чем выдать свой первый эксклюзив и хотя бы думать о том, чтобы пытаться конкурировать с Facebook-лентой условного «гуру», независимому интернет-СМИ требуется пройти тест на выживание. «Вы ведь понимаете, что денег у вас будет немного, и первое, что вас ждет — это дефицит», — предостерегает Синодов. Вместе с тем, у создателя независимого информационного ресурса есть и свои радости: ему не придется работать на самодуров, финансирующих небольшие корпоративные проекты. По словам Юрия, многие из таких «отцов-основателей» мечутся из стороны в сторону, требуя при этом немедленного результата, что просто невыполнимо. На то, чтобы понять, успешно ли отраслевое СМИ, должно уйти полгода, а то и несколько лет, считает Синодов.

Это не значит, что от компаний нельзя ожидать успешных медиа-проектов. Как пример, Юрий приводит http://www.e-xecutive.ru/: сообщество, созданное для «хантинга» вполне определенных людей во вполне определенные компании, но постепенно переросшее в платформу, где менеджеры могут просто общаться с коллегами, делиться опытом и знаниями.

А если взять более крупные и раскрученные проекты, создаваемые за счет «акул бизнеса», так там не приветствуется никакая иная точка зрения, кроме официального мнения компании. Зато у них есть деньги.

«Старайтесь не гнаться за деньгами. Если понимаете, что уже близки к точке самоокупаемости, лучше потерпеть, чем отдавать часть проекта за гроши. Тем более что получать первые деньги с ресурса можно почти с момента открытия», — говорит Юрий. От контекстной рекламы он отказался, а вот рекламные банеры вполне успешно крутятся на Roem. Причем первые места были проданы практически сразу, чему немало помогла отдельная страница для рекламодателей, наглядно демонстрирующая, что те получат. Правда, пространство под банеры — это еще не все, что нужно иметь нишевому медиа.

Все новости >