Новости
Выбор факультета
27 апреля 2011

«Яндекс» запустил поиск идей

Впервые встретившись с новым набором интернет-специализации RMA — группой И-8 — маркетинг-директор «Яндекса» Андрей Себрант не пожелал отпускать их из офиса компании с пустыми руками. Слушатели программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий» ушли с... домашним заданием: подготовить идеи новых проектов, которые удачно дополнили бы линейку действующих сервисов. Разбившись на пять команд, ребята получили сутки на раздумье: к следующему визиту в штаб-квартиру российского поисковика им нужно было провести брейн-шторм, выбрать наиболее интересную идею от каждой из рабочих групп и сделать рассказ о ней в формате «питча» — краткой двухминутной презентации.

В основном студенты RMA предлагали жюри из сотрудников компании нишевые проекты, построенные на возможностях «Яндекс.Карт» и функционале «Яндекс.Маркета». Была и совсем оригинальная концепция «Яндекс.Жмуриков» - сервиса, представляющего нечто среднее между стеной памяти пользователей, ушедших в «вечный оффлайн», и инструментом составления генеалогического древа. Выслушав все предложения, сотрудники «Яндекса» дали свою обратную связь по идеям. Свои оценки выступившей команде давали и слушатели группы И-8. Основным критерием, безусловно, было соответствие предложенного проекта политике и стратегии компании. С задачей «уложиться в формат» все справились по-разному, но круглой пятерки по шкале оценок никто не получил. Мы попросили лидеров команд, готовивших презентации, рассказать подробнее об идеях и поделиться впечатлениями от общения с жюри.

Валерия Сидельникова, лидер команды, представившей идею сервиса «Яндекс.Туризм»

- Мы предложили сервис-агрегатор туров, где вы можете подобрать себе решение для отдыха, зная ответ на три вопроса: куда, когда и за какие примерно деньги готовы поехать. «Яндекс.Туры» — в итоге, нам предложили назвать это так — во многом похож на «Яндекс.Маркет», только ориентирован на предоставление информации об услугах в отдельно взятой сфере. Для удобства пользователей мы также планировали ввести дополнительные настройки фильтрации: например, возможность выбрать предложения от конкретных туристических и авиакомпаний, которым человек уже привык доверять.

Почему такой проект должен заинтересовать «Яндекс»?

- Мы отталкивались от того, что при первой встрече Андрей Себрант рассказывал о сезонности: он говорил, что к лету активность пользователей снижается. Поэтом предложили сервис, который мог бы подстегнуть интерес людей к поисковику в это время года — ведь летом все хотят отдыхать. Зная, что с помощью нового сервиса от «Яндекс» можно найти подходящий тур быстро и просто, думаю, многие бы им пользовались.

Над какими еще идеями работала ваша команда?

- В нашей команде была Мария Боярская, менеджер по работе с клиентами «Яндекс». Она сразу же предложила идею, думать над которой начала какое-то время назад, а мы постарались придать ей форму, проработать детали.

Что вам сказало жюри?

- Основная проблема, на которую нам указали — это доверие пользователей. Конкуренция в туристическом сегменте очень высока, так что многие компании размещают туры-«приманки» — люди «клюют» на них, но на деле оказывается, что такого предложения нет либо оно уже закончилось. Чтобы избежать обмана пользователей, «Яндексу» пришлось бы содержать штат людей «на телефоне», которые звонили бы в туристические компании и проверяли каждое предложение.


Андрей Хвостов, лидер команды, представившей идею сервиса «Яндекс.Еда»

- «Яндекс.Еда» — это сервис поиска кафе, предлагающих бизнес-ланчи недалеко от вашей работы, и просмотра актуального меню этих заведений. То есть, людям больше не надо обзванивать несколько мест, чтобы просто узнать, что им предложат на ланч сегодня. Такой сервис можно реализовать на базе «Яндекс.Карт»: вы вводите адрес, вам показывается карта окрестностей с отмеченными на нем кафе. Кликнув на значок заведения, вы сражу же видите страничку с меню. Во многом это похоже на то, как сейчас у «Яндекса» устроен поиск по организациям на карте, только удобнее и информативнее.

Мне кажется, на таком сервисе можно ввести и элементы социализации. Скажем, кнопку «Я пойду», чтобы понимать, кто сегодня собирается обедать в этом месте. Или внедрить систему рейтингов и отзывов от посетителей, сделав на их основе дополнительные фильтры для поиска.

Ваши коллеги сразу сконцентрировались над одной идеей? Как работала ваша команда?

- У нас были идеи проектов «Такси» и «Клиники», но эта оказалась наиболее проработанной. Дело в том, что я уже запустил такой сервис в разработку. Мы планируем закончить первую версию летом этого года.

То есть, если «Яндекс» не готовит «Еду», то это сделаете Вы?

- В принципе, сотрудники компании хорошо приняли нашу идею, ведь интерес пользователей к такому сервису прогнозируем. Камень преткновения здесь — это как мотивировать кафе ежедневно отдавать информацию. Создавать ли какую-то форму загрузки, чтобы они обновляли данные самостоятельно, либо нанимать людей, которые будут заниматься обзвоном заведений и уточнением их меню... В любом случае, это сложность, с которой столкнется такой проект. За то, что этот вопрос остался без ответа, наш балл снизили до «четверки».


Ричард Беркут, лидер команды, представившей идею сервиса «Яндекс для женщин»

- Аудитория женского интернета растет, и это нужно учитывать. Женщины скорее склонный делиться информацией, чем перелопачивать ее, да и конкуренция на рынке красоты и здоровья столь велика, что мешает нормальному поиску нужного вам заведения. Поэтому наша команда разработала идею мобильного и веб-приложений, привязанных к «Яндекс.Картам», которые упростили бы поиск салонов красоты, фитнес-центров и других мест, интересных женской аудитории, а также позволили делиться своими отзывами, советами, мнениями. Но, конечно, мы не собирались перекрасить весь «Яндекс» в розовый.

Почему Вы акцентируете на этом внимание?

- Мне кажется, нас не совсем правильно поняли на презентации, подумав, что мы движемся в сторону соцсетей, которыми «Яндекс» не занимается. Мы же хотели, чтобы они дали пользовательницам платформу, где упор шел бы на привязку к точке на карте.

Сколько времени у команды ушло на обсуждение проекта?

- Признаюсь, идея «Яндекса для женщин» пришла нам в последний момент. До этого мы думали над собственной кнопкой для «Яндекса», в чем-то похожей на Like у Facebook или «+1» от Google, или аналогом Google Docs.


Андрей Новохатько, лидер команды, представившей идею сервиса Lost&Found

- В своем проекте мы отталкивались от принципов, по которым работают существующие поисково-аналитические сервисы «Яндекса» — «Маркет», «Авто» и так далее. То есть сделали ставку на сбор информации — в данном случае, объявлений о потерянных и найденных вещах, и постарались учесть политику компании по развитию поиска и выхода на мобильные платформы. В концепцию Lost&Found хорошо «ложились» бы поиск по изображениям и привязка находок и пропаж к точке на карте. А монетизировать проект можно было бы через контекстную рекламу.

Тем не менее, вам сказали, что «Яндекс» никогда не реализует такой проект...

- В презентации мы рассказали обо всех плюсах такого сервиса. Да и анализ запросов показывает, что интерес у аудитории есть. Но нам справедливо указали, что такой проект негативно скажется на бренде компании: очевидно, что люди что-то потерявшие, проявляют себя активнее, чем те, кто что-то нашел. Так что грустных историй на сервисе будет гораздо больше, чем историй об успешно найденных вещах. Такой дисбаланс никому не нужен.


Евгений Петров, лидер команды, представившей идею сервиса «Яндекс.Жмурики»

- Если честно, эту идею я подкинул команде, чтобы как-то оживить обсуждение. Идеи, которые приходили нам в голову до этого, были достаточно стандартными — скажем, сервис-агрегатор скидок или проект «Яндекс.Достопримечательности». А когда мы пришли на презентацию, все выступили за то, чтобы представить именно «Жмуриков».

Так в про что «Яндекс.Жмурики»?

- Всем интересно, какая память останется о человеке, когда он уйдет. Так что наш проект — это такая электронная стена памяти, куда можно собрать на отдельной страничке информацию о человеке, подтянуть данные из его профайлов в социальных сетях. Естественно, должна быть и строчка поиска.

В то же время, на базе этого проекта можно расширять знание человека об истории своей семьи. Сделать такой инструмент для составления генеалогического древа, поиска родственных связей. Согласитесь, было бы интересно хранить старинные документы и фотографии, имеющие отношение к вашей семье, в современном и удобном формате.

А в чем монетизация такого сервиса?

- В возможности заказать персональное оформление странички какого-то человека за отдельную плату.

Как в «Яндексе» восприняли вашу идею?

- Как я и ожидал, всем понравилась наша шутка. Хотя, мне кажется, такая вещь может быть реализована в социальных сетях. Например, я замечал, что некоторые люди заводят группы в память об умерших товарищах. Почему бы не дать им более удобный инструмент для этого.

Все новости >