Новости
Выбор факультета
11 июля 2011

Продажа билетов онлайн: история, теория и практика

«К своей мечте оторвать билет от бумажного носителя, сделать доступным для продажи в любое время суток и в любом месте, я шел где-то двадцать лет, еще с советских времен. Это сегодня покупка билета на концерт или в театр по интернету – дело обыденное; а продажей занимается масса сайтов и организаций. Но в начале 2000-х, когда я первым стал говорить об этом с директорами концертных площадок, на меня смотрели, скажем так, странно, и говорили – «но сейчас же хакеры полезут и все это взломают», – начинает Ильдар Бакеев встречу со слушателями программы «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений».

«Сначала я хотел создать систему, которая позволяла бы организатору «сделать» весь концерт через единый интерфейс: забронировать на нужное число зал и все необходимое для сцены, выбрать рекламные площадки и наладить продажу билетов. Но тогда один мой знакомый сказал: «Давай начнем с последнего. У меня есть инвестор, готовый дать под это деньги». Название – «Контрамарка» – мы взяли еще из своего советского опыта; чуть позже объясню, почему», – продолжает он.

Так и появилось в России первое агентство онлайн-продажи билетов. Автоматизация у Бакеева – буквально «в подкорке». По первому образованию инженер, в начале 80-х он увлекся, пожалуй, самым технологичным из видов музыкального творчества – DJ-ингом. Увлечение профессией не стало, зато направило его на новую стезю. Пройдя последовательно школу Госконцерта периода «перестройки», поработав десяток лет за границей, где все гастроли организовывал с помощью одного ноутбука, а затем вернувшись на родину, он реализовал страсть к автоматизации, наладив работу «Контрамарки».

Ведь с точки зрения работника музыкальной индустрии – это система, которая позволяет в каждый момент времени понимать, насколько мероприятие близко к провалу или, наоборот, успеху у публики. Несколько лет назад он продал этот бизнес; а сегодня владеет 19-00.ru и промоутерским агентством «EURO Entertaiment», которое организовало недавний концерт Стинга в «Олимпийском». На встрече со слушателями RMA Бакеев рассказал об этапах своего знакомства с миром музыкального бизнеса, а также событиях, сделавших систему продажи билетов по интернет в России такой, какой мы знаем ее сейчас.

Знакомство первое: Госконцерт СССР

«На одно время я стал профессиональным диджеем – крутил пластинки с музыкой западных исполнителей во Дворцах пионеров, ресторанах… Через какое-то время японял, что мне не хватает знаний и пошел получать второе высшее в ГИТИС. Сейчас мой бывший факультет называют продюсерским; хотя я сомневаюсь, что продюсера можно вырастить в институте. Но тогда у нас не было организаций вроде RMA, где вы постоянно общаетесь с профи».

«На четвертом курсе, чтобы собрать материал для диплома, я устроился на стажировку в Госконцерт. Был я там мало кому нужен, и как-то само собой получилось, что стал отвечать на звонки – а звонили директора площадок со всей страны; и буквально через пару недель я лучше всех знал, кто где выступает, у кого какие гастроли. Когда практика закончилась, я пошел к руководству, попросил взять меня на работу. Учился я, заметьте, на дневном; но было мне уже за тридцать. И мне сказали: если в институте отпустят, приходи – работай. С институтом я договорился».

«А время было перестроечное, к нам стали приезжать иностранные артисты – они были способны собирать залы битком, зарабатывать. В условиях дефицита западной музыки в СССР они продавались отлично. Вот заметьте, сейчас из ветеранов западной сцены феноменальную «покупательную способность» у нашей публики сохраняет Элтон Джон. Он может ежегодно давать концерты в Москве, и на него всегда пойдут. Думаю, не в последнюю очередь потому, что он был одной из первых западных звезд, «открывших» Россию… Ну а тогда, особенно в регионах, достаточно было на афише написать «Канада» или там «Франция» – и аншлаг обеспечен».

«Как-то быстро я стал главным специалистом как раз по организации гастролей зарубежных артистов. А их менеджмент, надо сказать, придерживался мнения, что в России с организацией гастролей все сделают не так. Но меня стали узнавать, хотели работать именно через меня. Вот вам урок: если вы решили работать в этом бизнесе, помните, он – очень личностный».

Знакомство второе: Автоматизация

«Тогда ты до последнего не знал, продан ли у тебя зал. Дистрибуция строилась так: раздавали кассирам книжечки с билетами, а в последний день они приносили нереализованные. И ты понимал, будет площадка заполнена или нет. Был и второй канал распространения – контрамарки, «бронь». Распоряжаясь ими, ты, с одной стороны, ощущал себя человеком почти влиятельным (часть контрамарок уходила в КГБ, министерства и т.д.), с другой, – и вправду получал инструмент влияния. Так, один раз я выменял у телефонной станции несколько факсов и кучу другого оборудования на 4 контрамарки на «Бони Эм».

Boney M впервые приезжают с гастролями в СССР (1978 год)

«С помощью этой же «валюты» я договорился с кассирами: они каждый вечер звонили мне и отчитывались, сколько билетов куплено. Так я стал узнавать о состоянии продаж практически в режиме реального времени. Видите, название у интернет-сервиса «Контрамарка» появилось неслучайно».

«Я многое пытался автоматизировать в Госконцерте – ввести современную бухгалтерию, систему хранения информации по гастролям. Тогда там был конвейер: кто-то рукав пришивает, а кто-то – пуговицы. Вот приезжает к вам артист – и один отдел занимается только таможней, другой только билеты заказывает. А артистов много, и сидит девочка, безразлично так бумажки штампует; и если кто-то какой-то документ не подал вовремя, то все… У нас был случай, когда в помещении Госконцерта ночевал целый оркестр, просто потому, что им забыли гостиницу забронировать. И директор тогда среди ночи сорвался, приехал с чаем, бутербродами, чтобы хоть как-то вину загладить».

Знакомство третье: Заграница

«А в 89-м году я ушел и стал самостоятельно заниматься экспортом наших артистов за рубеж, открыл свою фирму. В Госконцерте артисты был крепостными: выпускали их по разнарядке или обмену не чаще раза в два года, платили суточные; а заработанную валюту они должны были сдавали. Ну а в то время россияне были в диковинку, этим много кто стал заниматься. Вот пример: как-то раз в одном южноамериканском городе оказались сразу три наших цирковых труппы – одну привез я. Прогорели, естественно, все три».

«Уехав в итоге в США, я купил ноутбук: и вот, имея его плюс гостиничные телефон и факс, я мог планировать гастроли по Испании, находясь в Японии; а гастроли по Аргентине начинал делать сразу, когда приезжал в Испанию. У меня все было в компьютере. Кстати, да и в фирме нас было всего трое: я, жена и еще один товарищ – и хорошо справлялись. Но потом я устал, и в начале 2000-х мы с женой решили вернуться в Россию. В голове у меня была идея автоматизированной системы продажи билетов, подсмотренная на Западе».

«Я занимался логистикой артистов, то есть сводил отдельные проекты (построение маршрута, договоренности, покупка билетов) в гастроли. И, вернувшись, хотел – ни больше ни меньше – сделать здесь единую систему управления гастролями. Чтобы в ней были все площадки страны, а дополнительные сервисы привязывались к ним. Я стал бывать на IT-конференциях, окончательно уверился, что за интернетом – будущее. И тут стал рассказывать о своей идее. Все называли ее отличной. Но, как я говорил, открыли мы только систему продажи билетов, где билет существовал отдельно от носителя и был доступен для покупки всегда и везде».

Знакомство четвертое: Закон

« Бумага – враг дистрибуции, и уход от нее позволяет увеличить дистрибуцию колоссально. Сейчас у нас рыночные отношения, когда если есть товар, то он должен быть продан. И от того, как вы наладите продажу билетов, зависит, сколько вы заработаете. Есть такой Приказ Минкульта РФ № 257, регулирующее билетное хозяйство: все, что касается самих билетов, взаимоотношений со зрителями и контролирующими органами. И по нему билет – это договор между вами, организатором, и зрителями. И, как любой договор, он должен иметь номер. Поэтому для концертов обычно выпускали билетные книги: вот есть у вас площадка на 1000 человек, значит, печатаем книгу на 1000 билетов – бланков строгой отчетности – и ведем учет».

«Я же хотел вразнобой продавать билеты на все, вплоть до автобусов и бань, и придумал, что сделаю большую билетную книгу, не имеющую конечного номера. Мы не заказывали билеты заранее в типографии, а печатали на месте на принтере в момент продажи».

Знакомство пятое: Мошенники

«В принципе, вы можете печатать билеты хоть на туалетной бумаге. Тогда их, извините, можно будет использовать по двум назначениям. Главное – иметь на компьютере программу-нумератор и внести на билеты всю необходимую информацию. Вот и станут они у вас бланками строгой отчетности. Но, заметьте, на ваших билетах нет никаких защитных знаков, то есть подделать их не стоит вообще ничего».

«Если вы хотите, чтобы защита была, печатать билеты или бланки-болванки для них нужно только в типографиях, имеющих специальную лицензию на микро-печать, голограммы и т.д. Поэтому, задумав билет, который бы всегда и везде был в продаже, а распечатывался на принтере, мы сразу подумали о рисках. Так на билетах «Контрамарки» появились знаки, различимые в ультрафиолетовом свете».

«Мы не хотели ограничиваться одними концертами, и стали договариваться с киношниками. А в этом бизнесе речь часто идет о целых сетях кинотеатров, причем не только в России, но и СНГ. Им было интересно по билету знать, кто, где и на каком именно кассовом аппарате билет продал. Они попросили более сложную систему, и мы ввели ID, закрепленный за: кассиром, кассовым аппаратом и билетом. Если даже кассира переводили из одной точки продаж в другую, для работы он должен был вводить в систему свой ID – и вы всегда точно знали, кто именно продал конкретный билет».

«Эту практику мы ввели повсеместно. И ведь пригодилось. Однажды к нам пришли из одного клуба и сказали: через вас продано 40 билетов, а на входе их оказалось уже 50… Я захожу в систему и нахожу, на кого из кассиров оформлены те десять «лишних». Оказалось, по его вине часть бланков попала в руки случайным людям, а они подобрали шрифты и продали поддельные билеты. Такое у нас было один раз. Но, знаете, здесь важна обратная связь: чтобы рачительные хозяева собирали корешки и сравнивали данные на них с информацией, поступающей от нас».

«Сертификаты в фан-зону ввел, кстати, тоже я. Чтобы развиваться, мы нуждались в больших событиях – инвестор «Контрамарки» поставил задачу захватить определенную долю рынка. И вот, перед одним крупным концертом оказалось, что кто-то выпустил поддельные – один в один – билеты, но по гораздо более низкой цене. Естественно, продажа встала – голограмм тогда не было. И мы придумали ввести ваучеры. Сейчас эта система еще усложнилась: вы меняете сертификат на билет, а его обмениваете на браслет. Конечно, это не очень удобно с точки зрения посетителя. Зато полностью исключает подделку».

«Конечно, проблемы остаются. Сегодня каждое билетное агентство получает квоту от промоутера и распечатывает ее каждое на своих бланках. Как итог, на входе у вас может быть 10 разных видов билетов. И, приобретая такие с рук, вы не всегда можете быть уверены в подлинности. Мы, например, для спокойствия людей придумали платную услугу – вы могли зайти в любую кассу продаж и за 100 рублей проверить, есть ли данные о таком билете в системе. А так, всякое случается… В том же «Олимпийском» у охраны есть такая практика – проводить людей в зал за определенную мзду. Но, чтобы контролировать весь стадион, вам, наверное, нужно нанять отдельную охрану, которая будет контролировать охрану на входе».

Большое интервью Ильдара Бакеева в эфире Finam.FM

P.S. И напоследок

«Если билеты на мероприятие имеют защиту, то услуга «напечатай билет, купленный по сети, на домашнем принтере» – незаконна, коль такая распечатка не обменивается на месте на настоящий билет. Но, в любом случае, помните: эту распечатку нужно хранить, что называется, «у сердца», ведь информация на ней уникальна. Если кто-то другой воспользуется ей и пройдет вместо вас, вы никогда не докажете, что купили «вот это» у агентства. На концерт – а такие билеты были, скажем, на U2 – попадет тот, кто предъявит распечатку первым».

Все новости >