Новости
Выбор факультета
26 ноября 2008

"Если профессиональный спорт не будет зарабатывать сам, ему конец"

Отчет о второй части лекции управляющего директора КХЛ Владимира Шалаева. Функционер лиги рассказал слушателям специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» о том, что необходимо брать пример с американских лиг, о системе фарм-клубов и создании молодежной лиги, а также о целях, стратегии развития и проблемах КХЛ.

Если профессиональный спорт не будет зарабатывать сам, ему конец

- Попробуйте куда-нибудь убрать те десять государственных компаний, которые внесли десятки миллионов долларов в уставный капитал лиги. Если они сами захотят уйти, то не будет никаких проблем – мы просто вернем им те деньги, которые они внесли, и еще какие-то проценты в качестве неустойки.

- А если доказать этим компаниям, что ООО «КХЛ» - нерентабельное предприятие? Тогда они сами уйдут.

- Не факт. Кто же будет губить свое детище и делать из него нерентабельное предприятие? Все это исключено. Нужно придумать концепцию, которая убедила бы эти компании в том, что в таком виде их помощь не столь эффективна, постараться найти какие-то другие варианты сотрудничества. В данном случае ничего не нужно выдумывать – все уже давно придумали в таких лигах, как НХЛ и НБА. Нужно, чтобы существовало две структуры – одна представляла собой некоммерческое партнерство клубов-участников чемпионата, а другая занималась бы непосредственно бизнесом. Причем вторая структура в данном случае была бы «дочкой» первой. В принципе, первая компания и сама могла бы заниматься бизнесом, но это не слишком удобно. Все, что заработала бизнес-структура, будет принадлежать участникам чемпионата.

- Зачем вообще нужна такая лига? В ней ведь очень много «мусорных» клубов.

- Хороший вопрос. Вы, должно быть, сторонник тренера Петра Воробьева, который называет нашу лигу колхозной. Давайте начнем с клубов, которые вы назвали «мусорными». Я не считаю, что так можно говорить о лучших российских клубах. Да, несколько команд по своей организации действительно не дотягивают до заданного уровня, но понимать это мы начали только сейчас, а перед началом сезона мы думали по-другому. В конце концов, у нас имелось документальное подтверждение того, что они достойны играть в лиге. Зачем нужна лига? Я вам в пятый раз повторяю – спорт не выживет только за счет государственной поддержки. Если профессиональный спорт не будет зарабатывать сам, ему конец. По-другому не будет. Мы все живем на одной планете, и на ней действуют одинаковые законы выживания. Тот, кто думает, что государство будет постоянно выделять деньги на профессиональный спорт, глубоко заблуждается. Сейчас государство даже национальной сборной дает копейки (по сравнению с тратами профессиональных клубов).

- Расскажите, как КХЛ будет зарабатывать?

- За счет продажи рекламы, телевизионных прав, спонсорства. Клубы будут зарабатывать порядка 18-20 процентов за счет билетов, атрибутики, продажи еды и напитков, доходов от парковки перед дворцами спорта. Лига, в основном, будет зарабатывать деньги за счет рекламодателей и телевидения.

- Что тогда мешало делать это раньше?

- Так все это было, все это было четыре года назад. Вы спросите у Третьяка, зачем он все это разрушил? Вы только представьте, в каком состоянии сейчас была бы наша лига, если бы тогда это не произошло. Но теперь мы все вынуждены начинать с самого начала. В настоящее время мы с ФХР союзники, многие проекты прорабатываем и реализуем совместно. Дорогого стоит, что люди сумели признать свои ошибки и помогают их исправить.

- На ваш взгляд, почему Третьяк так поступил?

- Думаю, дело в том, что у него нет специального менеджерского образования. Да, он возглавлял думский комитет по физкультуре и спорту, но тогда его деятельность сводилась к тому, чтобы посмотреть основные тезисы новых законопроектов, и дать свою оценку, либо самому подготовить законопроекты. Работа с Федерацией – это совсем другие заботы, и здесь Третьяк доверился людям, которые просто-напросто завели его в тупик.

Просто, прозрачно и ясно

- Надеюсь, примерно через четыре года деньги будут зарабатывать только клубы. Скажите мне, есть ли экономическая целесообразность в том, что на хоккее будут зарабатывать такие компании, как «Газпром»? Простите, но это все равно, что «АвтоВАЗ» стал бы сейчас зарабатывать на производстве воздушных шариков.

- А те клубы, которые сейчас не являются акционерами ООО «КХЛ» понимают, что они не будут получать доход?

- Конечно, понимают. Поэтому у нас сейчас идет достаточно бурная дискуссия, у нас есть очень серьезные оппоненты - лучшие умы ОАО «РЖД» вместе с менеджерами «Татнефти» и «Северстали» также считают, что все нужно менять и сделать как можно проще, прозрачнее и яснее – с точки зрения как менеджмента, так и бизнеса.

Что мы хотим еще? Сейчас есть распоряжение создать институт сборной России по хоккею, то есть самостоятельное юридическое лицо. Думаю, эта тема будет развиваться. Так вот именно к работе с этим более престижным в плане имиджа проектом мы и хотим привлечь компании, которые сейчас сотрудничают с КХЛ.

- Если говорить вашим языком, получается так, что «АвтоВАЗ» будет зарабатывать на производстве самокатов.

- Ничего себе самокат. Понимаете, я имею в виду то, что такие компании не должны оставаться в хоккее в качестве бизнес-партнеров. Но они могут остаться в качестве рекламодателей, что положительно скажется на их имидже. Нам нужно убедить их в том, что хоккейный бизнес – это не их профиль, их профиль – делать себе имидж на большом спорте. Мы готовы предложить им обменять статус акционера на статус титульного спонсора КХЛ и национальной сборной.

Фарм-клубы и молодежная лига

- КХЛ совместно с ФХР хочет создать Высшую хоккейную лигу, учредителями которой будут эти две организации и все клубы лиги. Сделать это нужно для того, чтобы клубы Высшей хоккейной лиги могли быть фарм-клубами команд КХЛ.

Кроме того, мы работаем над созданием молодежной лиги, о которой уже давно говорит ФХР, - со следующего сезона такая лига будет запущена. В этой лиге будут играть хоккеисты в возрасте до 21 года. То есть каждый клуб КХЛ обязан будет иметь свою молодежную команду. На мой взгляд, этот проект сверхпривлекателен для крупных государственных компаний с точки зрения позиционирования их на рынке, как социально ответственных компаний.

Молодежная лига необходима, потому что российский хоккей теряет колоссальный пласт игроков в возрасте от 18 до 21 года. Ребята заканчивают спортивную школу в 17-18 лет, и оказываются в ситуации, когда им негде играть. Идти в Высшую лигу рискованно – там играют 30-летние хоккеисты, которые просто могут искалечить молодежь за первые пять минут пребывания на площадке. В основной состав своего клуба пробиться очень сложно, ведь не каждый может похвастаться мастерством Малкина или Овечкина. Это если говорить о спортивной составляющей.

Что касается имиджа, то проекты, связанные с молодежью, всегда будут поддерживаться абсолютно на любом уровне, включая премьер-министра и президента.

Теперь поговорим о бизнесе. По большому счету, серьезного бизнеса здесь нет, но работать в этой области должны суперсовременные менеджеры – молодые, настойчивые, с нетрадиционным подходом к тому, как создавать компании и зарабатывать деньги. В США матчи молодежных и студенческих лиг собирают по 17-18 тысяч зрителей, многие игры в таких лигах по посещаемости превосходят клубы НХЛ. Так почему бы у нас не постараться сделать нечто подобное? Мне кажется, все это возможно.
Цели, стратегии и проблемы

Цель у КХЛ одна – мы хотим стать самым успешным спортивным проектом в мире. Это не пустые слова, у нас есть все предпосылки для этого. Да, иногда мы допускаем ошибки в стратегических вопросах развития хоккея, но у нас все равно появляются молодые звездочки – здесь стоит вспомнить Малкина, Овечкина и Ковальчука. На пути к реализации этой цели есть три глобальных препятствия.

Первое препятствие – недостаток современного, ориентированного на спорт менеджмента. Именно ориентированного на спорт, потому что менеджеры из других сфер зачастую проваливаются в вопросах, касающихся спорта. Где его брать? Сейчас, к сожалению, нередко берут менеджеров по знакомству – кто-то кому-то позвонил, порекомендовал и тому подобное. Мы уже наелись, не все кандидаты нас устраивают. Лично я всегда придерживался другого подхода и брал на работу молодых ребят из университетов. Мы делаем ставку на молодежь. Если мы не сделаем ставку на молодежь, то все наши проекты начнут пробуксовывать.

Второй момент, который мешает нам поступательно двигаться - финансовый кризис. Российский профессиональный спорт держится, в большинстве своем, за счет инвестиций крупных государственных и частных компаний, которые сейчас столкнулись с проблемами. В частности, ОАО «РЖД» и «Магнитогорский металлургический комбинат» несут серьезные убытки. Поэтому мы ожидаем непростые времена. Антикризисных менеджеров нужно привлекать уже сейчас, а не ждать пока клубы, один за другим, начнут сниматься с соревнований. Мы не можем позволить нашему проекту рухнуть, но при этом помочь клубам в финансовом плане мы тоже не можем, потому что таких больших денег в ближайшее время у нас не предвидится. Так что нам нужно разрабатывать какие-то программы выхода из сложившейся ситуации. И над этим мы сейчас работаем.

Наконец, третье препятствие на нашем пути – наличие НХЛ. Этот проект едва ли умрет, он уже смог продемонстрировать свою жизнеспособность в непростые времена. Когда некоторые клубы лиги стали убыточными, за океаном приняли меры, позволяющие спасти проект. Чтобы ни говорили, НХЛ – суперорганизация, которая управляется просто потрясающими менеджерами. Гарри Беттман, главный человек в НХЛ, раньше вообще понятия не имел о том, что такое НХЛ, потому что до этого работал в НБА. Так вот, он привел за собой команду менеджеров новой формации, и добился успеха.

Во время лекции Владимир Шалаев также рассказал о других проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются российский хоккей и КХЛ, а также выразил надежду на то, что выпускники специализации «Менеджмент в игровых видах спорта», опираясь на свои знания, в будущем смогут работать в структуре лиги и приносить ей пользу, предлагая новые концепции для решения тех или иных проблем.
Все новости >