Зарубежные спикеры

Bas Grasmayer

Bas Grasmayer, Бас Грасмайер, глава стратегического отдела компании Dream Industries / Zvooq

«В рамках курса по музыкальному менеджменту бизнес-школы RMA у нас со студентами состоялся отличный разговор о том, что будет происходить с музыкой в будущем. Я поделился с ними своим взглядом на этот вопрос, а также рассказал о том, что мы реализуем уже сейчас на проекте Zvooq здесь в России. Надеюсь, то, о чем мы говорили, поможет студентам в дальнейшем свободно ориентироваться в трендах цифровой музыки и управлять ими. Желаю удачи! »




Год назад голландец Бас Грасмайер (Bas Grasmayer) приехал в Москву, чтобы возглавить стратегический отдел компании Dream Industries и, в частности, проект Zvooq, который предлагает пользователям новый формат взаимодействия с музыкой. В конце мая Бас встретился со слушателями факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» RMA и рассказал им о цифровом будущем музыки, новых трендах, а также контексте их появления.



О ветре перемен

XX век ознаменовал переход к массовому производству, превратив музыку в товар, доступный любому потребителю. Благодаря появлению телевиденья и звукозаписи люди стали все меньше влиять на музыку – она доставлялась им уже в готовом статичном виде. Взамен они получили возможность слушать любимые композиции бесчисленное количество раз. Все это привело к стремительному подъему поп-музыки и крупных рекорд-лейблов, осуществлявших серьезную дистрибьюцию и превращавших самих артистов в продукт массового потребления.

К счастью, основное свойство медиа – способность к трансформации. И от централизованной системы с доминирующей ролью лейблов, современная музыкальная индустрия начинаем двигаться в сторону децентрализованной эры сетей, возникшей с приходом цифровой музыки. Сейчас вместо телевизионных каналов информация стала выводиться по сетям. И та музыка, которая раньше занимала целые полки, теперь помещается на маленьком usb-носителе. А чтобы сделать тысячу копий любого альбома достаточно всего нескольких минут. Все это создает колоссальный шум, когда каждый пользователь становится всего лишь одним из миллионов. И самый большой вызов для музыкантов и новых музыкальных платформ сегодня – справиться с этой шумной средой и научиться выделяться.



О "фиолетовой корове" и вовлеченности аудитории

Известный американский маркетолог Сет Годин в книге «Фиолетовая корова. Сделайте свой бизнес выдающимся» говорит о том, что в эпоху сетей единственный способ выделиться – сделать свою идею исключительной. Любой успешный продукт должен быть «фиолетовой коровой», которую невозможно не заметить. Пример такой идеи в музыкальной среде – PSY и группа Die Antwoord. Каждый из них по-своему запоминающийся и, несмотря на то, что многие считают их популярность временной, за их успехом стоит большая работа над артистизмом, музыкой и ее подачей.

Что нужно делать артистам, чтобы их успех не был временным? В эпоху сетей, когда внимание пользователей расфокусировано, необходимо правильно выстраивать коммуникации со своей аудиторией. Главный редактор журнала Wired Кевин Келли считает, что нужно всего 1000 преданных фанатов, с каждого из которых можно брать по 1 или 2 доллара в месяц, чтобы на это можно было жить. Но чтобы это стало возможным, фанатов надо объединить общим интересом и заставить говорить о музыканте.

Сегодня музыкальная культура меняется и заставляет артистов и их менеджеров искать новые пути взаимодействия и общения с поклонниками через социальные сети, мобильные телефоны или специальные платформы, такие как, например, Boomstarter или KickStarter. Эти платформы ориентированы на привлечение финансирование музыкальных и любых других креативных проектов через краудфандинг. Они предлагают артистам продать своим поклонникам модель продукта, а также опыт – возможность посетить камерный концерт, принять участие в съемке клипа и т.д. Продавая таким образом плоды своего творчества, артисты могут получить даже больше, чем изначально планировали. К примеру, ставшая рекордной, история Аманды Палмер, собравшей на KickStarter более одного миллиона долларов вместо планируемых 100 тысяч долларов на запись нового альбома, написание книги и тур в их поддержку.



О будущем музыки и новых форматах

Все изменения, которые произошли с музыкой в XX веке, были связаны с консюмеризмом, масс медиа и звукозаписью. Сейчас музыкальная индустрия идет по пути от массовой культуры к структуре я-медиа, а возможности ее дальнейшего развития все больше связаны с развитием мобильных и интернет-технологий, позволяющих каждому отдельному пользователю взаимодействовать с музыкой и влиять на нее.

Возможность сотворчества музыкантов и их фанатов рождает совершенно новые жанры, которые со временем превращаются в мемы. Культура мемов неразрывно связана культурой интернета в целом, она имеет свой собственный визуальный язык, который является продуктом массового стихийного творчества. Идеи накладываются одна на другую, превращаясь в отдельный продукт. В музыке такими мемами стали мэшапы – неоригинальные музыкальные дорожки, состоящие из двух или нескольких исходных произведений. Благодаря специальным программам мэшапы могут создаваться прямо во время живых выступлений диджеев или музыкантов. Благодаря мэшапам, дабстепу и многим другим направлениям границы музыкальных жанров сильно размылись, а цифровая музыка становится все более динамичной и «живой».

Музыка стала открыта к экспериментам, которые касаются не только жанров, но и вариаций исполнения одних и тех же композиций. К примеру, записи Адама Янша (Adam Jansch) Tapes и Futures с альбома Futures EP доступны в виде приложения для смартфона, которое при каждом прослушивании генерируют новую версию аранжировки композиций. При этом вариаций настолько много, что услышать песню два раза в одном и том же исполнении практически невозможно.

Приложения открыли и продолжают открывать новые форматы взаимодействия с музыкой. Альбом Don’t Be Scared, выпущенный DJ Vadim в этом году как приложение iTunes, позволяет слушателям одновременно слушать, читать тексты, смотреть видео, а также изменять звучание и аранжировку треков, взаимодействуя с визуальными 3D-моделями. Таким образом, купив приложение, человек может почувствовать себя композитором, музыкантом, а главное соучастником творческого процесса создания композиции.



Еще один пример не статичного музыкального жанра – бесконечные композиции, которые также реализуются через веб- или мобильные приложения. К примеру, Infinite Gangnam Style, безостановочно миксующее части хита PSY до тех пор, пока измученный слушатель не нажмет кнопку «Пожалуйста, остановите это». А позже приложение Jukebox позволило проигрывать таким образом любую композицию.

Помимо этого уже существуют различные интерактивные приложение, способные в зависимости от положение человека в пространстве подбирать определенное музыкальное сопровождение. К примеру, прогуливаясь по Центральному парку в Нью-Йорке, обладатель смартфона может слушать дорожку, написанную специально для каждого закоулка этого парка. И это совершенно новый опыт.



Сегодня уже растет поколение, не представляющее свою жизнь без интернета и touch-экранов. Они растут в активном мире и требуют от него интерактивных возможностей взаимодействия. И чем больше интернет и новые технологии будут проникать в жизнь человека, тем более глубокие и сложные будут становиться его взаимоотношения с музыкой. Она сможет меняться исходя из того, какое у него настроение, где он находится и что собирается делать. Музыка будет беспрерывно играть пока он едет в машине и останавливаться, когда он приедет к конечной точке.

Таким образом, если в прошлом веке самым большим открытием стало изобретение звукозаписи, то сейчас таким же по значимости открытием можно считать изобретением инструментов, способных вернуть музыке динамику. Такое развитие музыки сделает ее эксклюзивной и позволит музыкантам зарабатывать не на продаже альбомов, а на продаже специальных приложений и возможностей.

О проекте ZVOOQ 

Zvooq – стриминговый сервис, объединяющий фанатов, бренды и музыку. Он предлагает возможность не только следить за новинками, создавать фонотеку, покупать отдельные альбомы или композиции, слушать музыку друзей, но и подключаться к различным «волнам», представляющим собой музыкальные миксы различных жанров, темпов и направлений. Еще одна особенность – плотная интеграция с Facebook, открывающая возможность использовать все социальные инструменты сети. На данный момент через Facebook на сервисе залогинены около миллиона человек.

Сейчас у Zvooq нет платной панели, а часть денег от покупки музыки идет музыкантам, поддержка которых является основной миссий сервиса. Дальнейшая стратегия его монетизации нацелена на выпуск серии платных мобильных приложений, разработанных с учетом различных поведенческих моделей слушателей. Первое из них должно быть представлено уже через несколько месяцев.