Новости факультета
Выбор факультета
15 июля 2016

«Новых хитов будет меньше»: интервью главного редактора агентства Intermedia, преподавателя бизнес-школы RMA Евгения Сафронова

Непрекращающиеся поиски истины и размышления о непростой судьбе российской музыки закономерно привели корреспондента портала Soundrussia к встрече с главным редактором информационного агентства InterMedia, преподавателем факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» Евгением Сафроновым. Разговор получился из серии “все сразу обо всем”, потому связного повествования не вышло - ведь г-н Сафронов является настоящим кладезем самых разнообразных знаний и опыта: он начинал работу ещё в Министерстве культуры СССР, выпускал первые в России музыкальные печатные издания, первые чарты, участвовал в запуске и работе практически всех профессиональных музыкальных конференций и выставок, читает лекции в ВУЗах по музыкальному менеджменту, а сейчас консультирует разработчиков практически всех “культурных” законопроектов, зреющих в недрах Госдумы. С этого мы и начали.





Евгений Анатольевич, сразу хочу спросить о проекте закона о 70процентах русскоязычного музыкального материала в медиа, на радио. Ваше мнение – откуда, как говорится, ноги растут, кто инициатор, что нам говорит зарубежный опыт?

Вопрос находится на стадии обсуждения, законопроект на рассмотрение не внесен. А вот идея эта старая и очень простая - каждая уважающая себя страна принимает меры по защите национальной культуры. В некоторых странах такие меры применяются уже довольно давно, особенно интенсивно - в Китае, Белоруссии, Франции. В СССР это было просто доведено до абсурда - в 70-х доля современной зарубежной музыки на радио и ТВ составляла около 1 процента.

От кого хотят защититься?

В первую очередь от контента, создаваемого в США, конечно. Дело в том, что экономическое лидерство какой-либо страны всегда в истории создаёт условия для доминирования в области культуры и искусства. В эпоху информационных технологий это доминирование усиливается многократно и легко заполняет электронные медиа других стран, вытесняя их популярные (народные) искусства, а политики это с удовольствием используют в своих целях - здесь нет ничего нового, это происходит всегда.

После двух разрушительных войн в Старом Свете капиталы естественным образом перетекли в безопасные США, и сейчас страна, в которой живет меньше 5 процентов населения мира, подмяла под себя четверть мировой экономики (для сравнения: РФ - около полутора-двух процентов). Поэтому американцы доминируют в культуре, и поэтому страны, заботящиеся о своей политической и культурной независимости, с ними борются.

Однако нужно понимать, что борьба ведётся не с американской культурой как таковой, а с особым видом креативной индустрии - так называемым международным контентом, который производится мощнейшим в мире производственным комплексом, специально созданным для этого в США. Международный контент создается на базе американских культурных стандартов, но предназначен он для распространения во всем мире, потому он уже не совсем американский, там множество заимствований из самых разных культур. Его потенциал огромен, прямая конкуренция с ним любой иной национальной индустрии, даже самой мощной - британской, немецкой, японской - просто немыслима.

В некоторых направлениях производства творческой продукции - к примеру, киношных боевиках и фэнтези, - активность остальных стран за последние 20-30 лет подавлена Голливудом практически полностью. Что уж говорить - музыкальная индустрия США вообще сейчас составляет половину мировой. В этом же направлении ситуация развивается и в других секторах массовых индустрий - литературе, телевидение. Ну и, конечно, политиками культурная экспансия используется очень серьезно.

Я вам пример приведу - одним из первых послевоенных договоров между Францией и США закреплялись всего два ограничения: для авиапромышленности и… кинопроизводства, причем интересы Голливуда лоббировал тогдашний госсекретарь США Бирнс. Грамотные политики всегда очень серьёзно относятся к soft power - “мягкой силе”, которая намного сильнее ракет.

Однако специалисты понимают, что национальную культуру невозможно защитить только запретами и ограничениями. К примеру, французы ввели ограничения для американской культурной продукции чуть ли не столетие назад - в 20-х годах XX века. Но ведь они постоянно работают над продвижением своего национального продукта, у них есть сеть эффективных культурных институтов, таких, как Бюро продвижения французской музыки, работающее при всех крупных посольствах.

То же самое делают многие европейские страны. Белорусы достаточно жестко пытаются защитить национальную музыку, молодцы, прямо скажем, но с помощью даже самых великих достижений прошлого - “Песняров” или Игоря Лученка, - это сделать невозможно, а из относительно современного у них самый сильный продукт – это “Ляпис Трубецкой”, который уже распался, и в эфире его быть не может по политическим соображениям.

Читать дальше…
Все новости >