Сми о нас

Музыка нас связала. Как стать музыкальным продюсером


Слушателей-человек пятнадцать, самому младшему на вид не меньше двадцати пяти, самому старшему — хорошо за сорок. Глаза устремлены на экран, на экране — таблица Excel и цифры, цифры, цифры. Проектор подключен к ноутбуку продюсера Леонида Бурлакова, а цифры — это ежемесячные расходы и доходы по группе "Братья Грим". Общая сумма вложений по принципу "ни в чем себе не отказывай" — 326000 долларов. "Потратить больше физически невозможно, так что не верьте тем, кто требует на раскрутку артиста астрономические суммы", — предупреждает Бурлаков.
 
Вложенные в "Братьев" 326000 окупились через 11 месяцев — на 2 месяца быстрее, чем Земфира, и на 7 месяцев быстрее,чем "Мумий Тролль". Затем Бурлаков объясняет структуру доходов: от рингтонов ценой 99 центов артист имеет только 13 центов, хорошего качества коробка из-под диска стоит 25 центов, полиграфия — 50 центов. Потом делится житейским опытом: что надо сделать, чтобы программный директор "Русского радио" Марсель Гонсалес поставил песню в ротацию, и почему на MTV не взяли клип "Братьев" на песню "Пчела", снятый в Новой Зеландии.
 
"Как видите, у меня нет никаких секретов, все прозрачно и честно, музыкальный бизнес ничем не отличается от любого другого", — замечает продюсер и приглашает всех инвестировать в его проекты. Выступление Бурлакова не промотур, а плановая лекция "Экономика шоу-бизнеса" на факультете менеджмента в музыкальной индустрии Государственного университета управления. "Самое главное в преподавании, — говорит приват-доцент Бурлаков, — передать будущим продюсерам огромное желание помогать артисту, такое безудержное, чтоб назад пути уже не было. В каждом городе есть свой "Мумий Тролль", а в каждом десятом — своя Земфира, только надо этим заниматься, искать, находить и вкладывать деньги", — делится своим энтузиазмом открыватель девочки-скандала и не без гордости сообщает, что ему достаточно 10-15 секунд демозаписи, чтобы определить, есть ли у артиста божья искра. За четыре года таких прослушиваний искра обнаружилась только у "Братьев Грим". Это одна из 7665 групп. В конце лекции будущие Леониды Бурлаковы передают учителю на прослушивание диски своих подопечных, получая взамен подарочный альбом "Братьев" "Иллюзия". Уже уходя, Бурлаков предлагает: "Ребят, кому нужно, могу подвезти до "Киевской". Но сразу предупреждаю — в машине придется слушать "Братьев Грим".
 
Факультет "Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений" был основан бизнес-школой RMA в 2002 году по инициативе руководителей российских отделений крупнейших звукозаписывающих компаний мира — Universal Music, Sony Music и BMG, испытывавших нехватку профессионалов на этом рынке. А рынок, как ни странно, не изобилует предложениями образовательных услуг в организации зрелищ. Есть много школ диджеев, аранжировщиков, звукорежиссеров, но именно менеджеров в сфере музыкального шоу-бизнеса нет. Факультет продюсерства и экономики во ВГИКе, кафедра менеджмента в сфере сценических искусств в ГИТИСе специализируются соответственно на кино и театре. А факультет менеджмента в музыкальной индустрии ориентирован именно на музыку, причем не на так называемый "креатив", а именно на бизнес-процессы, "которые необходимо знать, чтобы не наступать на чужие грабли", по выражению Артемия Троицкого, куратора специализации и преподавателя истории индустрии развлечений. Преподают там как раз те самые редкие профессионалы-практики: кроме Артемия Троицкого среди преподавателей числятся Олег Нестеров — лидер группы "Мегаполис" и директор ПЦ Снегири Музыка; Михаил Козырев, придумавший и запустивший радиостанции Ultra, Наше радио, Best FM; клубный промоутер Синиша Лазаревич и руководитель интернет-портала zvuki.ru Соня Соколова.
 
По словам Нестерова, которого студенты единогласно называют своим любимым преподавателем, в педагоги его заставил пойти "родительский инстинкт". Впрочем, некоторые студенты вполне могут поконкурировать с преподавателями за место на страничках светской хроники. Ведущая программы "Dance-чарт" на Муз-ТВ DJ Катрин Весна (Цеппелин) пришла на факультет "получить необходимые знания в сжатом виде, без постороннего мусора". "Раньше я занималась творчеством, мне было достаточно того кайфа, который я от этого получала, а теперь я понимаю, что дело моей жизни должно быть подкреплено еще и профессиональными знаниями, умениями и навыками, — объясняет Весна (в миру — Екатерина Венгерская). — Талантливых людей много, а успеха добиваются те, у кого хороший менеджмент. Благодаря полученным здесь знаниям, я надеюсь, мой дипломный проект взорвет и заставит о себе говорить".
"Это не только приобретение нужных знаний, еще не зафиксированных в учебниках, но и деловых связей, друзей", — считает Павел Чемоданов, продюсер хаус-проекта Sibirica. Еще год назад Павел продавал страховые полисы, причем настолько успешно, что даже удостоился почетного титула "Лучший агент страхования жизни в Восточной Европе".
 
Виталия Либкинда пойти учиться заставила жизнь, после того как его попытались "развести на деньги» другие продюсеры, правда, как гордо добавляет Виталий, неудачно. У Либкинда всегда при себе диск с записями его подопечной Елены Капитай: "Вы только послушайте, как она поет!" 
 
Илья Буц, по первому образованию переводчик,а теперь начальник отдела международных связей компании "Стиль рекордс", "искал все возможные пути в жизни, чтобы быть поближе к музыке". Днем он продвигает Сергея Лазарева на мировой рынок, а по вечерам играет в своей группе "Месть Монтесумы". "Благодаря этому образованию, — говорит выпускник факультета, — я нашел работу в любимой области и могу вести дела с самим Брайаном Роллингом, саундпродюсером Бритни Спирс, Backstreet Boys, Шер".
 
Приобщение к святыням входит в обязательную программу обучения. Практику будущие заправилы шоу-бизнеса проходят на мюзиклах “Mamma mia!”, на подготовке церемонии вручения премии MTV Russia Music Awards, на концерте Мадонны. А каждое лето по программе Music Business Worldwide студенты по желанию могут поехать на стажировку в Лос-Анджелес или в Лондон — к директору Боя Джорджа или менеджеру Стиви Уандера: западные продюсеры, утверждает руководитель RMA Екатерина Винникова, тоже заинтересованы в знакомстве с будущими партнерами. В общем, продюсерский Олимп — не такой уж он и высокий. Главное, не "хлопай ресницами и взлетай".
 
Маргарита ОНДИВАН


все публикации >

Источник: Большой город / 8 ноября 2006 года