Новости факультета
Выбор факультета
07 апреля 2011

Бракамонте поможет "Бока Хуниорс" открыть футбольную школу в России (ВИДЕО)

Загрузка плеера

В обозримом будущем «на юге России» при посредничестве Эктора Бракамонте может открыться детская футбольная школа, действующая под эгидой «Бока Хуниорс». Об этом сообщил спортивный директор знаменитого аргентинского клуба Хуан Кобиан, прибывший в Москву по приглашению инновационно-образовательной компании RMA. В российской столице он провел мастер-класс для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» и ответил на их вопросы.

Кто является хозяином «Боки»?

Никто, у клуба нет единоличного хозяина. В этом смысле мы похожи на «Реал», на «Барселону». У нас есть 75 тысяч человек – членов клуба: это те, кто ежегодно платит определенный взнос. Раз в четыре года они избирают президента. Ну, а тот, в свою очередь, назначает членов совета директоров, которые курируют то или иное направление деятельности клуба.

Вы можете озвучить цифры основных финансовых показателей, сколько клуб расходует, каковы статьи его дохода?

Что касается расходов, то здесь мы едва ли чем-то отличаемся от всех остальных существующих в мире профессиональных клубов: главное – это, разумеется, зарплаты игроков, тренеров, персонала. В «Боке» работают 550 человек, и из них 72 – это футболисты, находящиеся на профессиональном контракте. Понятно, что подавляющее большинство из них не имеют отношения к первой команде, а выступают за первый и второй молодежный составы. Понятно, что для многих из них – это первые профессиональные контракты, а у нас в Аргентине они намного скромнее, чем в Европе: речь, как правило, идет о сумме, не превышающей 25 тысяч долларов в год. Но все–таки в целом расходы по этой статье весьма существенны.

Если же говорить о доходной части, то она составляет примерно 40-45 миллионов долларов в год. Складывается эта цифра из билетной выручки – на 55-тысячный стадион мы каждый год продаем больше 45 тысяч абонементов, из доходов от мерчендайзинга, от продажи телевизионных прав – за них «Бока» ежегодно получает больше 12 миллионов. Есть определенный доход от лицензионной деятельности: у нас запущена программа Boca Export, в рамках которой мы оказываем поддержку компаниям, выпускающим продукцию под нашим брендом, в ее продвижении в странах, где «Бока» играет в коммерческих турнирах.


 


Ну, и, разумеется, спонсорство. Здесь я не хотел бы называть конкретных цифр, ограничусь лишь перечислением наших основных коммерческих партнеров: Nike, LG, Total, Telecom, Aerochaco (это официальный аваиаперевозчик «Боки»), сеть турагентств La Caja, Сoca-Cola, Mastercard, крупнейшая в Аргентине транспортная компания Flecha Bus и производитель продуктов питания Arcor. Заключенные с ними соглашения позволяют нам чувствовать себя довольно уверенно. Скажу даже больше: благодаря этим соглашениям, мы не только достигли уровня самоокупаемости, но последние пару лет имели прибыль – где-то в размере полутора миллионов долларов.

Для Аргентины это результат совершенно выдающийся: других прибыльных клубов в стране просто нет. И, соответственно, нам такое положение создает дополнительное конкурентное преимущество: мы – единственный в Аргентине футбольный клуб, который может себе позволить не продавать лучших игроков в богатые европейские клубы. То есть, конечно, и от нас футболисты уходят, но для «Боки», в отличие от других наших команд, вопрос их продажи – это не вопрос жизни и смерти, когда расставание со звездой, а то и сразу с несколькими, является единственным способом финансово обеспечить свое участие в очередном чемпионате.

Тогда такой вопрос: почему именно «Бока» настолько интересна крупным спонсорам? Почему не ее конкуренты, не тот же «Ривер Плейт»?

Ну, на этот вопрос ответить несложно. Как известно, спонсоров и рекламодателей очень интересует размер аудитории, которую они, что называется, охватят, вложив свои деньги в тот или иной клуб. Так вот: сотрудничая с нами, они получают выход как минимум на 50 миллионов человек – таково, согласно маркетинговым исследованиям, количество болельщиков «Боки», живущих в разных странах мира. Ясно, что значительная их часть приходится на Аргентину: в 40-миллионной стране 40 процентов населения болеет именно за «Боку». В Буэнос–Айресе, самой большой нашей провинции, эта цифра достигает 50 процентов, а в целом по Аргентине лишь в одном регионе из двадцати трех болельщики «Боки» находятся в меньшинстве по сравнению с болельщиками других клубов.

И, главное, что это за болельщики! Они сами по себе - отличная реклама команде. Благодаря им наш стадион, «Бомбонера», стал одной из главных достопримечательностей страны. Observer, английский журнал, однажды написал, что каждый, кому довелось побывать в Аргентине, просто обязан сходить на дерби между «Бокой» и «Ривером» на «Бомбонере». Это, дескать, незабываемое зрелище. И это правда, это действительно так.



Кстати, там, на «Бомбонере», у нас есть музей, называется – «Дом страсти болельщиков «Бока Хуниорс». В год его посещает около 300 тысяч человек: это, я думаю, один из самых популярных музеев у нас в стране. Что вам еще сказать про нашу болельщицкую аудиторию? Только в Аргентине у нас есть около 300 фан-клубов, и еще 17 – в других странах, посещаемость нашего сайта – 20 миллионов человек в год, 150 тысяч официально подписаны на рассылку клубных новостей, 40 тысяч – ходят на страничку «Боки» в Twitter. Подсчитать аудиторию, черпающую информацию о нашем клубе из традиционных СМИ, вообще довольно проблематично. Но чтобы вы могли оценить, какое место «Боке» уделяют аргентинские газеты и журналы, расскажу вам вот о таком случае.

Есть у нас газета ClarinX, самое крупное в Аргентине издание, ежедневная аудитория – 1.2 миллиона человек. И вот в тот день, когда американцы казнили Саддама, на первой полосе у них было две новости – первая про казнь, а вторая – про матч с участием «Боки». И, вы знаете, заметка про «Боку» стояла в самом верху полосы, а та, что про Саддама – в подвале.

Ну, и чтобы уже окончательно ответить на вопрос о том, почему у «Боки» дела со спонсорами обстоят лучше, чем у «Ривер Плейт», приведу вам еще одну статистическую выкладку: не так давно мы заказали исследование, целью которого было определить, что называется, «силу бренда». Нам было интересно, насколько хорошо нас знают за пределами Аргентины, и сравнить эти данные с показателями конкурентов. Так вот: выяснилось, что 71 процент людей во всем мире, в той или иной степени интересующихся футболом, знают о существовании «Боки». А про «Ривер Плейт» слышали всего 18 процентов. Существенная разница, не правда ли?

Но почему, на Ваш взгляд, преимущество в том, что касается раскрученности бренда, в других коммерческих показателях остается за «Бокой»? Ведь в спортивном плане «Ривер» вас превосходит, по крайней мере, по числу титулов чемпиона страны он впереди.

Да, национальных титулов у них больше: тридцать три против наших двадцати трех. Но мы сейчас говорим об известности, в том числе международной, и вот тут мы определенно лидируем. Во-первых, потому, что у нас, в отличие от «Ривера», есть 18 международных титулов, в том числе: 6 Кубков Либертадорес и 3 – Межконтинентальных.

Во–вторых, из аргентинских игроков, за последние лет тридцать добившихся мировой славы, самые известные, за исключением, конечно, Месси, это игроки, начинавшие в «Боке»: Марадона, Каниджа, Батистута, Верон, Тевес, Рикельме…В третьих, мы весьма успешно выступали в самые последние годы: с 1998-го по 2008-й – пять титулов чемпиона Аргентины, четыре Кубка Либертадорес, два – Межконтинентальных кубка...



Естественно, что как раз в эти годы наш клуб постоянно фигурировал в верхней части мирового рейтинга IFFHS: в 2000-м был третьим, в 2004-м – вторым, в 2003-м – четвертым.

Ну, и наконец, самая главная причина заключается в том, что все эти результаты отнюдь не случайны: мы сознательно придерживаемся этой стратегии – мы развиваем и выстраиваем бренд «Бока Хуниорс» не как локальный, региональный, а именно как мировой, и именно продвижению его на мировом рынке уделяем главное внимание.

Конкретно в чем эта стратегия выражается?

В частности, в том, что мы стараемся использовать любую возможность для того, чтобы представить наш клуб за пределами Аргентины, принимаем участие в большом количестве выставочных матчей, коммерческих турниров.

Это, кстати, так издавна повелось: в 1925 году, еще в любительском статусе, «Бока» отправилась в первое европейское турне. Играли с командами из Испании, Германии, Франции. 19 матчей тогда провели: в пятнадцати победили, три проиграли, один вничью свели. Отличный результат, особенно если учесть, что играли не просто с профессионалами, а с такими, в частности, командами как «Реал», «Барселона», «Депортиво», «Айтнтархт».

И с тех пор вот так и ездим. За последние пять лет в рамках всевозможных коммерческих турниров сыграли 70 матчей. В 18 странах побывали, на четырех континентах, в том числе в Австралии и Новой Зеландии. И при этом могу сказать, что собственно футболом наши визиты туда не ограничивались: то есть не было такого, что прилетели, отбегали 90 минут, раздали автографы и – улетели. Обязательно помимо матча проводятся какие–то клубные презентации, какие–то мероприятия, организованные совместно со спонсорами, мастер–классы с игроками, семинары с тренерами. Вот это в нашем понимании и есть продвижение бренда на мировом рынке.

То есть главным инструментом этого продвижения для вас является участие в международных выставочных матчах?

- Скажем так, одним из инструментов. Есть и другие. Например, в последнее время мы очень активно развиваем программу международных футбольных школ, существующих под эгидой, под маркой «Бока Хуниорс». Сейчас их десять, пока в основном в странах Латинской Америки, но есть уже школы и в Японии, и в Соединенных Штатах. И их, видимо, будет гораздо больше, переговоры ведутся постоянно, людей, компаний, заинтересованных в том, чтобы такую школу открыть, довольно много.


 


Можно об этом проекте немного поподробней? Для начала: что необходимо для открытия такой школы?

Ну, это своего рода франшиза. То есть мы находим партнеров, заинтересованных в том, чтобы создать у себя в стране футбольную школу «Бока Хуниорс» и имеющих возможность обеспечить для нее соответствующую этому бренду материально-техническую базу. И заключаем с ними договор – как правило, не меньше, чем на три года. Естественно, с возможностью последующего продления.

И сколько такая франшиза стоит?

Назвать конкретные цифры я не могу. Скажу лишь, что какой-то точно установленной суммы не существует, каждый раз условия заключения соглашения, в том числе и финансовые, являются предметом переговоров.

В чем в данном случае заключается интерес иностранных партнеров? Ну, кроме того, разумеется, что они получают возможность работать под вывеской «Бока Хуниорс»?

Кроме этого они получают все наши методики, тренировочные, восстановительные, все, какие только у нас есть, они получают возможность присылать в «Боку» на стажировки своих тренеров, администраторов, любой другой персонал, чтобы эти люди могли учится и совершенствоваться в своих навыках с помощью специалистов, работающих в большом, всемирно известном клубе. Кстати, ежегодно все зарубежные школы «Боки» проходят процедуру лицензирования, а их сотрудники - аттестацию. Наши инспекторы осуществляют, так сказать, контроль качества: нам важно знать, что наши стандарты выдерживаются.

Что касается воспитанников зарубежных школ: для них мы каждый год проводим в Аргентине лагеря, во время которых они имеют возможность тренироваться вместе с воспитанниками Академии «Боки» и играть товарищеские матчи против ее детских и юношеских команд.

Допустим, в какой-то зарубежной школе обнаружился действительно талантливый ребенок, потенциальная звезда. Как вы поступите тогда?

Тогда, если не будет возражений со стороны родителей, мы постараемся перевезти его в Аргентину и он продолжит занятия в юношеской Академии «Боки». Талант нельзя прятать…

Но что в таком случае получит школа, этот талант открывшая?

Если парень действительно вырастет в звезду и в конце концов отправится играть, скажем, в Европу, школа, в которой он начинал, получит процент со сделки по его продаже.


 


У вас нет планов открыть такую школу в России?

Да, такой план действительно сейчас обсуждается. И о том, что такое развитие событий вполне возможно, нам сообщил Эктор Бракамонте: он, как вы знаете, сейчас играет за один из клубов с юга России. Эктор, он тоже наш, тоже из «Боки». Как Марадона, как Тевес, как Батистута. Правда, за нас он как –то не слишком удачно играл, не слишком долго. А с другой стороны, не всем же быть марадонами. И Эктор тоже приносит пользу родному клубу, хотя и по своему: продвигает бренд «Боки» в России.

Петр Брантов

Все новости >