СМИ о нас

«Как „Бенфика“ превратила клуб-банкрот в успешный бизнес-проект»

В начале ХХ века лиссабонская «Бенфика» была одной из трех команд (плюс «Порту» и «Спортинг»), с которых начинался португальский футбол. За сто лет клуб утвердился в статусе самого титулованного и популярного в стране, однако к концу 1990-х из-за неграмотного менеджмента оказался на грани банкротства. В 2017-м «Бенфика» ­снова победила в чемпионате Португалии (4-й раз за 5 лет), сыграла в 1/8 Лиги чемпионов и заняла 27-е место в футбольном рейтинге Deloitte (эксперты консалтингового агентства насчитали клубу €152,1 млн дохода). Кроме того, лето-2017 команда завершила с лучшими в Европе трансферными показателями: продала игроков на €131 млн, а потратила только €9 млн. Как руководству «Бенфики» удалось вывести клуб из финансового тупика, рассказал студентам факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA коммерческий директор португальской команды Бернардо Карвальо, а корреспондент Forbes внимательно законспектировал его мастер-класс.


Про стратегию

Владельцами «Бенфики» являются болельщики (такая форма собственности распространена в испанском и португальском футболе: фанаты — их называют «сосьос» — оплачивают свое членство в клубе, тем самым финансируя его, и участвуют в принятии ключевых решений. — Forbes), которых прежде всего интересует, чтобы мяч как можно чаще влетал в сетку ворот соперника. Раз в четыре года они выбирают президента клуба. В 2003-м им стал нынешний руководитель «Бенфики» Луис Филипе Виейра. Тогда в клубе была достаточно сложная финансовая ситуация, к тому же команда не выигрывала и теряла болельщиков. В итоге стратегию развития поделили на трехлетние циклы. В первом были достигнуты договоренности с финансовыми организациями — это помогло нам закрыть долги и избежать банкротства. Одновременно мы инвестировали в академию и новый стадион к Евро-2004. Это вернуло доверие к клубу. В управление были назначены (а не выбраны, как это происходило раньше) менеджеры из не связанных с футболом сфер бизнеса. Например, лично я до «Бенфики» работал в Warner Bros. и пришел в футбол только в 2005 году.

Тогда же, в 2005-м, клуб впервые за 11 лет выиграл чемпионский титул. Именно трофеи были задачей «Бенфики» во втором цикле развития (2006 — 2009), но выполнить ее не удалось. Зато мы начали инвестировать в футбольную команду, в трансферы — раньше мы этого не делали. Плюс началась работа с молодежью, что вообще не было развито в Португалии. Мы хотели, чтобы игроки начинали заниматься в клубе с 11 лет. Я до сих пор помню продажу первого воспитанника академии за €1 млн в 2012 году. Ему было 18 лет. Сейчас мы продаем молодых игроков не менее чем за €15 млн. И нет никаких волшебных секретов нашей академии. В Португалии просто хорошие футболисты, как и в России.

Да, стадион и кампус академии были дорогими, пришлось брать кредиты. Сначала это увеличило долг (до €317 млн в сезоне 2013/14), но постепенно мы уменьшаем эту сумму, и сейчас она равна €280 млн.

Читать далее…

все публикации >

Источник: Forbes / 22 декабря 2017 года