СМИ о нас

Николай Палажченко. Интервью с «главным русским арт-дилером»

При глобальном кризисе, таком, какой принесла нам пандемия, арт-индустрия схлопывается одной из первых, но всегда даёт новые побеги. Важный вопрос: с кем из самой сердцевины профессионального арт-сообщества поговорить, чтобы получить важные ответы?
Николай Палажченко — арт-дилер, куратор, арт-менеджер. Создатель и куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» школы RMA. Представитель международной художественной ярмарки Art Basel в России.
Хм, какое-то сухое представление...
Мария Максимова поговорила с человеком, про которого говорят, что если Он (Палажченко) пришёл на выставку или на любое открытие — это «маркёр», что это уже не просто художественный междусобойчик, а серьезное событие в индустрии... 

Сегодня много комментариев представителей арт-сообщества о том, какие меры необходимы для поддержания креативных институций, галерей, музеев. Но мало кто пытается сформулировать критерии изменений в самом искусстве, в направлениях, в стилях. Николай, что нам ждать?

Во-первых, я действительно хочу сказать, что креативная инфраструктура, которая у нас есть, выстраивалась несколько десятилетий. И я присоединяюсь к тому, что важно ее поддержать и сохранить. Наши институции не идеальны: кто-то хорошо работает, кто — то хуже. Но лучше, когда они есть, чем когда их нет. Поэтому, если мы выйдем из кризиса с сохранившейся инфраструктурой, — это будет хорошо. Я присоединяюсь к мнению коллег, что, очень важно нам сегодня сохранить прежде всего галереи и частные институции. Если мы говорим про коронавирусный кризис в целом, то я думаю, что на многих из них он окажет оздоравливающее воздействие, взбодрит.

Что касается того, что нас ждёт — очевидно, что нас ждут выставки, которые будут выглядеть по-другому с точки зрения дизайна и подачи. Еще, безусловно, нас ждут выставки, которые будут лучше и шире представлены в онлайн и, вообще, больше онлайн-проектов. Посмотрим, насколько это долго продлится и насколько это удачно будет сделано. Потому что, главный вопрос к любой выставке и офлайновой и онлайновой, насколько это талантливо и хорошо сделано.

Вы уже заметили какие-то намечающиеся тренды? Что сегодня будет новым/актуальным в искусстве? 

Я очень плохо отношусь к теме трендов в искусстве, мне кажется, что история про тренды — это вещь, связанная с массовым потреблением. Тема про тренды, с точки зрения творчества, должна заканчиваться где-то на моде и дизайне. А в искусстве все-таки ключевую роль играет фигура самого художника. Те тренды важны, которые исходят от персоналий самого художника. И если художник настолько силён и хорош, что он может создать тренд, то, наверное, за такими трендами и нужно следить. А тренды, которые придумывают какие-то дяди-тёти где-то в кабинетах, выковыривая из носа, они там же в этом носу и погибнут. Я все же надеюсь, что пандемия будет не такая страшная, как чума или войны начала двадцатого века, но мы живём в то время, когда, вне зависимости от короновируса, у людей личного времени становится все больше, от этого потребность в искусстве у общества возрастает. Вопрос, как это отразится на качестве искусства? Я не думаю, что от этого может стать значительно больше хороших художников. Больше хороших художников может получиться, если как раз будет развиваться инфрастуктура: будут развиваться годами и десятилетиями образовательные художественные институты, объединения художников, если будет расти количество арт-пространств.

Многим современным художникам вы помогли интегрироваться в профессиональное сообщество. Были первым, кто открыл «новых звёзд». Расскажите, как вы находите таких ребят? На каких-то закрытых просмотрах?

Я не могу вам описать какую-то методику, которую Вы лично, например, сможете применить. Я занимаюсь своей деятельностью уже больше двадцати пяти лет и за это время возник некий букет из профессионального опыта и профессиональной интуиции. Описывай это — не описывай, просто протранслировано это быть не может. Если есть мнение, что я могу отличать плохое искусство от хорошего — замечательно, что такое мнение есть. А рассказывать о каких-то способах и моих персональных методах, было бы просто глупо.

Не бывает никаких секретных, закрытых или специальных выставок у начинающих художников, все это неправда. Моя работа так устроена, что если возникает какой-то начинающий художник, то мимо меня он не проскочит. Но я не Рокфеллер и моя фамилия не Абрамович, и не Михельсон. У меня нет каких-то финансовых инструментов раздачи помощи художникам. Другой вопрос, что если мне нравится какой-то начинающий художник, то я могу дать пару хороших советов и рекомендаций. Художники — люди специфические и далеко не всегда они советы слушают. У каждого свой путь, а я никому ничего не навязываю никогда. В России, в этом смысле, искусство довольно параноидально устроено, и многие художники боятся советов, какого-то воздействия. Не знаю, почему так получилось, мне кажется, что художникам нужно быть более открытыми и к профессиональному сообществу, и к мировому контексту. У нас очень многие художники замкнуты в себе. Но, запомните, не бывает никаких выставок «для своих». Если это выставка — значит, ее должно увидеть максимальное количество людей.

Мои знакомые ребята, владельцы одной из московских галерей, рассказывают, что вы очень помогаете им конкретными советами, приносящими результаты. Что сегодня вы посоветуете делать представителям галерейного и выставочного бизнеса? Есть ли какие-то антикризисные шаги?

Я думаю, что сегодня самое главное для галерей: это сохранить тот круг художников, с которыми они работают. Сейчас важно именно сохранять и развивать, так же посмотреть на те наработки, которые уже существуют, и подумать, что галерея может сделать для своих авторов. Конечно, существуют конкретные хорошие кейсы благотворительных программ, поддерживающее гранты. Но галереям, лучше ориентироваться не на гранты, а на арт-рынок и рыночные механизмы. Понятно, что рынок сейчас просядет, но совершенно точно, что галерея должна действовать, как субъект рынка, а музеи и фонды, в свою очередь, должны работать на поддержку и развитие искусства.

Какой ваш прогноз, что в этом году будет с ярмарками искусства? Много говорят о попытке переноса их в онлайн.

Нет ответа на этот вопрос. Весь мир пытается ответить на этот вопрос. Это касается не только ярмарок искусства, это касается любых массовых мероприятий. Это касается и выставок, и конгрессов, и концертов. Я не думаю, что существует какое-то отдельное решение только для ярмарок искусства. Есть положительные примеры онлайн-ярмарок и аукционов, но понятно, что никакая онлайн-ярмарка не может заменить тот многообразный опыт, который ты получаешь на полноценной ярмарке. Потому что, это связано и с общением, это связано с личными впечатлениями от искусства. Поэтому любой онлайн, просто дублирующий оффлайн, является суррогатом. И это касается всех массовых мероприятий и образования, в том числе. Я думаю, что онлайн — это отдельный жанр, в нем свои законы, в нем свои звезды, свои герои. Он может быть скоррелирован с офлайн только косвенно. Прямой перенос невозможен.

Вы куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» в RMA. Удалось ли вам полностью перенести образовательный процесс в онлайн? Сегодня много говорят, что подобный формат удобен и полностью сохраняет объёмы образовательного процесса. На ваш взгляд: у такой формы в чем главный недостаток?

Естественно, мы были просто вынуждены перенести образовательный процесс в онлайн. Хотя, изначально и я лично, и RMA, как институция, немного скептически относимся к онлайн-обучению. Я считаю, что если человек всерьёз хочет погрузиться в какую-то профессию, он должен базовое образование получать в офлайн. А онлайн — это великолепный инструмент для получения дополнительных знаний, для удовлетворения своего любопытства, для расширения своего кругозора. Для меня онлайн-образование — это формат, который может и должен применяться дополнительно к офлайн-образованию. Как только будет такая возможность, мы в RMA перейдём обратно в офлайн, потому что невозможно заменить радость живого общения, заменить тот уровень вовлечения, который происходит на очных лекциях.

Другой вопрос, что в сложившейся ситуации, когда весь мир ушёл на изоляцию, онлайн — естественный и вынужденный выход, который может быть применён. Но говорить о том, что системное образование может перейти в онлайн, я бы не стал. Хотя я и не склонен преуменьшать те положительные стороны, которые есть у онлайн-обучения. Понимаете, люди давно уже могут смотреть кино на айфонах, но зачем-то они продолжали ходить в кинотеатры до последнего времени. И я уверен, что когда откроют кинотеатры — снова будут продолжать ходить.

Пандемия ставит перед каждым из нас важные вопросы: о целеполагании, о смысле. Люди вынуждено задумываются о насущном. Наконец-то, статус врачей приобретает достойное уважение и важность. Проще говоря, много шелухи отсевается. Какое, на ваш взгляд, место в новой реальности для искусства?

Я думаю, что у кого-то количества людей, для которых искусство было чем-то просто просто развлекательным, «по фану», искусство полностью уйдёт из фокуса жизни. Пусть они сосредоточатся на вопросах насущных, связанных с приготовлением гречки и зарабатыванием кровного рубля. Но для тех людей, которые использовали искусство для удовлетворения своих духовных потребностей, для своего развития — место искусства в жизни станет больше. И мой прогноз, что люди станут глубже разбираться, глубже включаться в искусство, погружаться в контент, как сейчас принято говорить. Полагаю, чего-то наносного и поверхностного в искусстве станет меньше. Станет больше серьёзных и глубоких попыток разобраться в сути, в том числе у самого простого зрителя. © Artifex.ru



все публикации >

Источник: Artifex.ru / 14 мая 2020 года