Деловые поездки и зарубежные стажировки

30 июня 2017 —
02 июля 2017

Деловая поездка «Санкт-Петербург: галереи и музеи»

В начале июля завершилась культурно-образовательная программа «Санкт-Петербург: галереи и музеи», которую организовал факультет «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» для своих студентов. Поездка прошла под руководством куратора программы Николая Палажченко.




Программа началась утром 30 июня в Центре современного искусства им. Сергея Курёхина. В апреле 2016 года здание бывшего кинотеатра «Прибой» на Среднем проспекте, в котором находился центр, было с музыкой и шоу разрушено, чтобы быть отстроенным заново. Реконструкция должна завершиться к концу 2017 года. На время ремонта, центр переехал в бывший Музей Хлеба на Лиговском проспекте, где и прошел мастер-класс директора центра Анастасия Курехина для участников поездки.


 


Центр современного искусства им. Сергея Курёхина создан в Санкт-Петербурге осенью 2004 года и с тех пор провел десятки международных фестивалей, концертов, выставок, лекций, кинопоказов. В 2010 году и была учреждена Премия Сергея Курёхина в области современного искусства: «Эта премия существует восемь лет, и она на самом деле тоже больше похожа на фестиваль. Это не просто про искусство, это междисциплинарная премия, она очень сильно отличается и от Премии Кандинского, и от Инновации», — говорит Анастасия.

Анастасия считает, что главное в любом проекте — придумать оригинальную идею, под которую можно и деньги найти, и единомышленников, и партнеров, и зрителей. Публика сейчас довольно избалованная, и конкуренция между местами для досуга — огромная, поэтому нужно придумывать что-то особенное. «Монетизация — это не самое важное. Все мои проекты начинались не с денег, а с концепции, идеи и разработки. Я считаю, что в сфере искусства важнее грамотно потратить деньги, а не заработать. Если вы ставите цель на каком-то проекте заработать, то лучше этим не заниматься. Искусство должно быть по любви, — считает директор ЦСИ. — Если вы работаете с искусством, вы должны быть достаточно жертвенны. Это продюсерская работа: сложная организация, ночной монтаж и демонтаж, форс-мажоры в последний момент... Как бы заранее ты все не планировал, все может измениться. Просто не нужно ничего бояться».


 


Вторым пунктом программы стало посещение Музея Фаберже в Шуваловском дворце на набережной реки Фонтанки. Основу собрания музея составляет крупнейшая в мире коллекция работ фирмы Карла Фаберже, включающая в себя девять уникальных императорских пасхальных яиц, иконы, ювелирные украшения, столовое серебро и интерьерные и бытовые предметы — всего четыре тысячи единиц хранения. Также в музее можно увидеть произведения декоративно-прикладного искусства, созданные русскими мастерами — современниками Карла Фаберже.


 


После экскурсии по музею мастер-класс для участников стажировки провели первый заместитель директора Музея Фаберже Михаил Овчинников, заместитель директора по связям с общественностью Екатерина Петухова и руководитель службы приема посетителей София Григорьева. Они рассказали о том, как создавался музей, о целевой аудитории, временных выставках, их продвижении и новых технологиях: «Если под новыми технологиями понимать использование современных сервисов в общении с посетителями, билетной политике и продвижение через интернет, то, конечно, мы все это используем. А если говорить про экспозицию, то нам новые технологии просто не нужны. Самый бесполезный предмет в нашем музее — интерактивный стол с информацией о музее и экспонатах, к которому никто не подходит. У нас дополненная реальность не работает, потому что все, что можно воспроизвести при помощи технологий, не дотягивает по качеству и силе вызываемых эмоций до наших реальных предметов. Я не отрицаю, что когда-нибудь у нас появятся мультимедийные продукты, но пока мы не нашли той формы, которая достойно дополнила и обогатила бы нашу коллекцию» — говорит Михаил Овчинников.


 


Также в Музее Фаберже студенты посетили выставку «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик», на которой было представлено более 150 живописных и графических работ Дали, предоставленных Фондом «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе (Испания) и другими музейными и частными собраниями. «Мы конкурируем не с Эрмитажем, а с кинотеатрами и кафе. Люди выбирают между вариантами развлечения — новые Трансформеры или Дали. Нужно понимать, что людей увлеченных искусством на наших выставках — процентов десять, остальные приходят, потому что это модно или они где-то об этом прочитали. Мы работаем с массовой аудиторией и не относиться с пренебрежением к газете „Антенна-Телесемь“ и телевизионным программам» — рассказывает Екатерина Петухова.


 


После Музея Фаберже мы отправились в гости к художнику, бизнесмену, йогу Алексею Сергиенко. В его квартире-галерее мы посмотрели на выставку «Ромашки», поднялись на крышу, посмотрели работы художника и узнали о многочисленных проектах Алексея. «Когда я делаю какой-то проект, я всегда думаю о плюсах, которые он мне принесет. Кроме эмоционального удовлетворения и пользы для пользователей, я всегда думаю о прибыли. Быть голодным художником я не могу и не хочу — попробуйте не думать о деньгах при семи детях. На всех проектах я зарабатываю, иначе это какой-то детский сад».


 


После общения с Алексеем мы отправились изучать его «Музей эмоций». Это интерактивный музей современного искусства, который представляет собой единый арт-объект, главная задача которого — воздействовать через картины, объекты, видео-арт и инсталляции на посетителей. «Музей знакомит с эмоциональным интеллектом и дает эмоциональную закалку — это очень важно. Увидев на улице что-то неожиданное и неприятное, вы можете к вечеру почувствовать себя плохо, потому что эмоциональное потрясение может напрямую отразиться на физическом состоянии. Пройдя через все комнаты музея, вы будете лучше понимать, что с вами происходит и не позволять эмоциям негативно влиять на вас» — рассказывает Алексей о цели музея.


 


Ближе к полуночи, после ужина в антикафе «Миракл», которое также основал Алексей, мы смогли стать первыми испытателями нового проекта — арт-лаборатории «Эмоциональный портрет». На семнадцать минут мы погрузились в медитацию, подключенные к датчикам, измеряющим биоритмы. После эксперимента каждый получил картинку своего внутреннего мира. В завершение Алексей посоветовал следить за здоровьем, как физическим, так и психологическим: «Спорт очень важен. Не будет здоровья — не будет ничего».


 


Стажировка продолжилась на следующий день в одной из старейших галерей города — Marina Gisich Gallery, где нас встретила основатель галереи Марина Гисич. Галерея с 2000 года представляет современное искусство Петербурга на российской и международных сценах. Регулярно принимает участие в международных ярмарках: ARCO Madrid, Испания; Volta NY, США; Art Miami, США; Art Paris, Франция; Vienna Fair, Австрия; Istanbul Contemporary, Турция; Cosmoscow, Россия. «Подготовка к ярмарке — это серьезная работа, ты должен заранее понимать, что и какому коллекционеру интересно, позвонить лично каждому и пригласить на ярмарку. У галериста должны быть внешние наработанные связи, потому что процент людей, которые просто гуляют по стендам и покупают понравившуюся работу, ничтожен. Съездите на ярмарку, заплатите тридцать тысяч долларов за стенд и не продайте ничего, тогда вы поймете, о чем я говорю», — делится Марина опытом работы на ярмарках.


 


На втором этаже дома, в котором находится галерея, располагается рабочее пространство, а затем и квартира Марины: «Я очень дорожу тем, что моя галерея находится в жилом доме. Мы даже делали проект, когда работы наших художников на один день разместили в жилых квартирах нашего подъезда. Было интересно наблюдать, как современное искусство живет независимо от нас. Такие экспериментальные работы удобно проводить на нашем доме, потому что срез жильцов отражает срез города: у нас есть и алкоголики, и интеллигенты, и галеристы, и бизнесмены».


 


Марина также рассказала о ближайших планах: «Мы хотим развивать еще одно направление под рабочим названием Marina Gisich Project. Да, мы работаем с художниками по 20 лет и делаем это хорошо, но нам нужна свежая кровь. Важно понимать, что мы не занимаемся совсем молодыми и никому не известными художниками. Для нового проекта мы будем отбирать авторов 30 — 35 лет, которые уже где-то засветились: участвовали в параллельных программах биеннале или „Манифесты“, номинировались на „Инновацию“ или делали заметные выставки».

Во время посещения галереи, мы посмотрели выставку «Я мечтал о большом и чистом искусстве» одного из самых парадоксальных петербургских художников Владимира Козина — идейного вдохновителя важных творческих течений российского искусства: творческого объединения Товарищества «Новые тупые», передвижного «Музея Мышеловки Современного Искусства», галереи «PARAZIT».


 


Пробежав по переполненным залам Государственного Эрмитажа, мы оказались в белом и просторном пространстве Николаевского зала, где с 30 мая проходит выставка «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову». Этот проект немецкий художник создал специально для Эрмитажа, вдохновившись посещением Петербурга в 2016 году. На полотнах Кифер размышляет о войне мире, о мимолетности и конечности человеческой жизни, в основу этих размышлений легла идея Велимира Хлебникова о цикличности судьбоносных военных столкновений, происходящих на воде и суше раз в 317 лет. Экскурсию по выставке провел её куратор, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, руководитель Проекта «Эрмитаж 20/21», российский искусствовед Дмитрий Озерков.


 


Также Дмитрий рассказал о временных выставках: «В 90-х мы поняли, что у нас в коллекции есть большая плешь. Например, у нас есть прекрасный Анри Матисс, но до 1914 года, есть Пабло Пикассо до 1915, а более поздних работ нет, как нет произведений Джексона Поллока, Энди Уорхола и многих других ключевых художников 20 века. Тогда мы начали думать, как все это заполучить. Дело в том, что современное искусство зачастую во много раз дороже старого — легче купить Пуссена, чем Кунса, — а государственный музей — не очень богатая организация. Раз мы не могли покупать желаемое искусство, мы решили его показывать и начали делать временные выставки. Привозить работы, чтобы показывать их в белом кубе, нам показалось неинтересно, поэтому мы всегда ищем какой-то принцип, строим диалог. Например, выставляем новое искусство в залах со старыми мастерами, где-то на контрасте, где-то на скандале, где-то на созвучии. Это помогает не только показывать новое искусство, но и оживить нашу основную коллекцию».


 


В Главном Штабе Дмитрий провел экскурсию по выставке «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920-1930-х годов», на которой представлены 142 фотографии из уникального семейного архива фотографов-любителей Евгения и Якова Хенкиных. Они запечатлели городскую жизнь Берлина и Ленинграда в десятилетия 20 века, когда в Германии и СССР формировались и набирали силу две самые кровавые диктатуры своей эпохи. Пространство выставки представлено как фотолаборатория — все экспонаты можно рассматривать только в кроваво-красном свете. «Главное послание нашей выставки — история создается здесь и сейчас. Мы показываем, как взгляд обычного человека, зафиксированный объективом, делает историю вокруг нас реальной, ощутимой, сохраняет ее во времени и пространстве», — комментирует Дмитрий Озерков в The Art Newspaper.


 


День студенты завершили на арт-марафоне «Кифер и Хлебников», который являлся кульминацией публичной и образовательной программы к выставке Ансельма Кифера. Насыщенная программа марафона состояла из дискуссий, перформансов, лекций, музыкальных выступлений и кинопоказов.


 


Программа последнего дня началась в современном реставрационно-хранительском центр Государственного Эрмитажа «Старая деревня». Первый этап строительства фондохранилища был завершен в 2003 году, к этому году были построены четыре корпуса: Административный, Фондовый, Инженерный и Котельная. Затем комплекс дополнился Реставрационно-хранительским, Лекционно-выставочным, Техническим корпусами, Круглым садом и Корпусом биоконтроля. Уникальность фондохранилища в том, что благодаря специальному оборудованию оно позволяет организовывать тематические выставки и проводить экскурсии.


 


Во время посещения мы узнали о том, как выглядит изнутри палатка турецкого султана, подаренная Екатерине, изучили удивительные иконы, посмотрели на тысячу образцов европейской мебели 16–19 веков, угадали, какое из кресел является троном и что объединяет стиль модерн и искусство Японии. Также мы посетили хранение отдела западноевропейского искусства и разобрались в принципах хранения живописных полотен и скульптуры. Впечатляющим оказался зал карет, где хранятся экипажи царской семьи, в том числе и знаменитая большая коронационная карета, миниатюру которой мы видели в Музее Фаберже.


 


После «Старой деревни» мы отправились в «Новый музей», который уже семь лет работает на Васильевском острове. Музей создан на основе частной коллекции Аслана Чехоева, которая основана не на субъективных пристрастиях, а на понимании общей картины развития современного российского искусства от его зарождения в 1950-х годах до наших дней. О том, как устроен музей нам рассказала координатор проектов Марина Ботерашвили. Также Марина показала, как устроено хранилище и на чем музей может зарабатывать деньги.

В музее мы посмотрели выставку «Неизвестный Новый», где представлены работы, ранее не экспонируемые. Особенность и задача этой выставки познакомить зрителя с неизвестной ему частью коллекции. Почти половину выставки составляют домашние работы Аслана Чехоева, то есть те, что постоянно висели в его квартире и привезены непосредственно оттуда.


 


Третьим пунктом программы стало посещение крупнейшего частного музея современного искусства в России «Эрарта», название которого означает «время искусства». Экскурсию по музею провела менеджер выставочного отдела, куратор Валентина Секисова. В музее два крыла — в одном представлена основная коллекция музей, а в другом проводятся временные выставки. Собрание насчитывает 2800 единиц хранения, в них входят произведения, созданные российскими художниками во второй половине XX — начале XXI веков. Летом 2015 года коллекция Эрарты стала доступна онлайн на Google Art Project.


 


Также Валентина рассказала про ценовую политику музея, которая отличается от всего, что мы видели до этого. Единый билет включает в себя посещение пяти этажей постоянной музейной экспозиции, временных экспозиций, кинозалов, авторских проектов «Эрарты» и стоит 500 рублей. А персональный абонемент на год, который включает неограниченное количество визитов в музей скидка в ресторане и кафе музея, в магазине подарков, книжном магазине и магазине интерьерного дизайна Erarta Home, услугу «Экспресс-проход» и посещение официальных открытий выставок, — всего 950 рублей. «Благодаря такой системе музей не испытывает недостатка в посетителях», — говорит Валентина.


 


В Выставочном крыле мы смогли увидеть выставки пять временных проектов: ретроспективу нижнего белья от 18 до начала 21 века, собранную кураторами лондонского Музея Виктории и Альберта «Под одеждой. История дизайна нижнего белья»; совместный проект музея Эрарта, Фонда Гейдара Алиева и Фонда Марджани «Рожденные ветром Апшерона. Азербайджанские художники 1960–1980-х годов», собравший произведения классиков азербайджанской живописи 20 века; «Фотоманипуляции» Чемы Мадоза; фотопроект от одиннадцати фотографов из разных уголков мира «Centre de gravité. Сила притяжения»; выставку Павла Игнатьева «Интервенция». Описывать эти выставки не имеет смысла, так что рекомендуем съездить и посмотреть самим.


 


Программа 2 июля и всей поездки закончилась на расслабленной ноте — экскурсией по острову Новая Голландия, где мы узнали, зачем был создан этот остров и смогли просто полежать на траве, греясь под неожиданным петербургским солнцем. 

Всего за три дня мы узнали много нового и познакомились с удивительно разными людьми, которые рассказали о диаметрально противоположных подходах к ведению бизнеса в сфере культуры: для одного на первом месте любовь к искусству, для другого — монетизация; одним важно сохранить культурное наследие, другим — показать все зрителям; кому-то необходимы новые технологии, а кто-то обходится без них. Здесь нет правильных и ошибочных решений — они все существуют и все работают, участникам стажировки осталось определить, что ближе им.