Деловые поездки и зарубежные стажировки

18 октября 2018 —
21 октября 2018

«Рига. Биеннале и не только»

18–21 октября в Риге прошла культурно-деловая программа под руководством куратора факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Николая Палажченко. Участники поездки посетили Рижскую международную биеннале современного искусства (RIBOCA), встретились с художниками и коллекционерами, изучили музеи и галереи.




18 октября мы собрались у здания бывшего Биологического факультета — главной площадки биеннале RIBOCA, чтобы начать программу «Рига. Биеннале и не только». Два часа экскурсии прошли на одном дыхании, одна захватывающая инсталляция сменяла другую. Здесь была и совершенно желтая комната с природными звуками, и запахи моря в виде пара, и библиотека с десятками раскрытых книг и ещё много удивительного.


  

  


Получив первые яркие впечатления, мы переместились в кафе по соседству, чтобы встретиться с двумя главными людьми биеннале — комиссаром RIBOCA Агнией Миргородской и исполнительным директором Анастасией Блохиной. Они рассказали о том, как появилась идея биеннале, почему они выбрали именно Ригу, как проходил процесс подготовки, поиск площадки, куратора и художников, подготовка каталога и многое другое. Агния и Анастасия честно ответили на все вопросы и поделились со студентами своим опытом.


  


Следующей остановкой стала квартира Кристапа Морберга, где нам провел экскурсию менеджер продакшн-отдела Алексей Кошкин. Эта площадка биеннале интересна не только выставкой, но и самим местом: квартира находится в одном из исторических зданий, она долгое время была закрыта для посещения. Нужно отметить, что первая Рижская биеннале RIBOCA, которая состояла из шести площадок, открыла город как для туристов, так и для местных жителей с совершенно новой стороны. Большая часть мест была заброшена или закрыта для посещения, а во время биеннале можно было исследовать город вместе с искусством.


  


Первый день программы мы завершили изысканным ужином в ресторане «Три повара» и короткой, но увлекательной экскурсией по старому городу.


  


Второй день программы начался с посещения Латвийского национального художественного музея. Музей недавно прошел реконструкцию и ребрендинг и впечатлил нас не только коллекцией, но и архитектурой, техническим оснащением здания и системой открытого хранения. Обо всех изменениях и новшествах нам рассказала куратор музея Астрида Рогуле. Она провела экскурсию по залам и техническим помещениям, показала самое «инстаграмное место», детские залы и временные выставки.


  

  


После музея мы посетили две самые активные галереи Риги — Careva и XO gallery. В Careva gallery нас встретила хозяйка галереи Алиса Царева. Она рассказала студентом о своем стартапе, о важности получения знания и наработки контактов, об участии в международных ярмарках (в том числе в ярмарке Cosmoscow в Москве), а также о том, как стоить работу в условия отсутствия рынка современного искусства.

Закончив с галереями, мы заглянули в ещё один небольшой музей латвийских художников Романа Суты и Александры Бельцовой. Музей создан на базе мемориальной квартиры и хранит в себе не только экспонаты, но и атмосферу эпохи модернизма, поэтому всем любителям этого периода в истории и искусстве обязателен к посещению.


  


Пообедав в отличном рыбном ресторане, мы были готовы продолжать знакомство с искусством и местной культурной сценой. Следующими остановками стали независимое пространство KIM, где мы посмотрели заключительную выставку Балтийской триеннале и площадку Sporta2 square биеннале.

Мы уже сделали больше шести тысяч шагов, но день продолжался и после ужина нас ждала встреча с крупным латвийским коллекционером Марисом Витолсом. Марис пригласил студентов попробовать фирменный коктейль Philosophers и рассказал о том, как начал коллекционировать, где покупает искусство, почему его больше интересуют кураторские проекты, а не собственный музей, и каким галеристам отдают предпочтение коллекционеры. Получилась очень увлекательная и вдохновляющая беседа.


  

  


Почти в полночь наша карета все ещё не превратилась в тыкву, а программа продолжалась в офисе поэтической группы Орбита, где о своих проектах и организации нам рассказал один из основателей — Сергей Тимофеевс. Около часа ночи мы купили книги с поэзией на память, задали последние вопросы Сергею и разошлись по отелям, чтобы отдохнуть перед следующим днём программы, который начался с посещения блошиного рынка Риги.


  

  


Утро выдалось холодным и туманным, поэтому поиски сокровищ на блошином рынке продолжались недолго. Уже через полчаса мы согревались кофе в офисе музея-мемориала Жаниса Липке. Музей через мультимедийные экспонаты, музыку и драматургию зала рассказывает историю человека, спасавшего евреев во время Второй Мировой войны. Вы не просто видите документацию, вы как будто погружаетесь в эту историю. Изучив музей, мы направились к следующей точке нашего маршрута, а по пути заехали в старинный район с деревянной архитектурой и погуляли по ярмарке с местными продуктами и поделками. В Mūkusalas Makslas salon, нас уже ждал его основатель, коллекционер и предприниматель Янис Зузанс. Он показал нам музей и временную выставку, но главное, что нам посчастливилось увидеть — это хранилище с его коллекцией. Это настоящая мечта любого любителя искусства: удобное пространство, сотни картин, небольшая реставрационная мастерская. Янис рассказал студентам о строительстве салона, планах развития, принципах коллекционирования и ответил на все вопросы. Попрощавшись с Янисом, мы перебрались на другую сторону города, чтобы посетить ещё один его проект — будущий музей современного искусства, который в этот момент функционировал как одна из площадок Биеннале RIBOCA. Здесь мы посмотрели одну из самых запоминающихся работ Биеннале — звуковую инсталляцию Mikado авторства Hans Rosenstrom.


  

  


От площадки Zuzeum мы прогулялись до независимой площадки Low gallery, где встретились с её основателем художником Майей Куршевой. Она рассказала о работе галереи, трудностях поиска площадки и заработке в сфере искусства. Здесь же мы купили красивые зины и отправились на ужин. Вечер завершился фестивалем документального кино Art Doc Fest и просмотром фильма «Процесс».

21 октября снова был холодный и туманный день. В десять утра мы уже садились в микроавтобус, чтобы доехать до бывшей фабрики «Большевичка» — ещё одной площадки биеннале. Всё, что мы увидели там, было похоже на декорации к фильму, в котором мы снимаемся. Огромная тарелка для связи из микросхем, деревянная спортивная площадка с небольшим футбольным полем и баскетбольной корзиной, аппарат, который непрерывно делает самогон, а вокруг полуразрушенное здание фабрики, проселочные дороги и лес. Всё это создало неповторимую атмосферу. К следующей остановке и последней площадке RIBOCA мы ехали в приподнятом настроении и предвкушении новых впечатлений. Последняя выставка, которую мы посмотрели расположилась в порту Андрейсала, а часть произведений находилась на корабле. Здесь же мы сделали десятки фотографий у одного из самых «инстаграмных» произведений биеннале Pinpointing Progress авторства Maarten Vanden Eynde. И, конечно, нас впечатлило не только искусство, но и завораживающие виды порта и моря, уходящего в туман как на фотографиях Хироси Сугимото.



  


За бранчем в кафе с видом на море, мы вспоминали всё, что увидели за 4 дня. Впечатлений, новой информации и знакомств было очень много, и каждый выделил для себя что-то особенное. Уверены, что этот опыт поможет студентам в их собственных проектах и дальнейшем развитии.



Мария МОЗГУНОВА