Новости факультета
Выбор факультета
28 июня 2016

Приглашаем на лекцию Иосифа Бакштейна (ВИДЕО)

В среду, 29 июня, в учебном центре RMA пройдет мастер-класс известного куратора, искусствоведа, экс-комиссара Московской биеннале современного искусства, директора «Института проблем современного искусства» Иосифа Бакштейна для студентов факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» (группы «А-6» и «А-7»). Тема занятия: «Художественное сообщество». Начало в 19.00. При подготовке к занятию рекомендуем ознакомиться с отчетом о лекции, которую Иосиф Бакштейн прочитал в бизнес-школе RMA в январе 2013 года.




«Я всегда делал только то, что нравится» 

Иосиф Бакштейн – одна из самых влиятельных персон отечественного арт-сообщества, чье имя нередко используется в качестве синонима современного искусства в России. О российском опыте арт-индустрии Иосиф Маркович рассказал на лекции слушателям факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» RMA, которым представилась возможность не только послушать человека, принимавшего непосредственное участие в художественной деятельности московских концептуалистов, но и получить ответы на интересующие вопросы.



«Я родился в Советском Союзе и не могу сказать, что это была та же страна, в которой мы живем сейчас. По крайней мере, то, что было тогда, и то, что мы имеем сейчас – это совсем разные миры, есть говорить о развитии искусства.

Закончив технический вуз, я заинтересовался гуманитарными науками, поступил в аспирантуру в Институт социологии и начал вращаться в независимых философских кружках, вокруг которых в то время происходила вся интеллектуальная жизнь Москвы и Санкт-Петербурга. Все это совпало с ростом неофициального искусства. Лично я, расцениваю, это время как самое романтичное и наиболее интенсивное в плане художественных практик. Возникшие тогда художественное движение породило одно из самых важных направлений – школу московского концептуализма во главе с Ильей Кабаковым, представители которой до сих пор задают векторы развития актуальных проектов на российской сцене.

С начала 80-х гг. распространенным явлением стали квартирные выставки, что само по себе являлось доказательством высокой степени развития и организованности художественного сообщества.

Потом наступила перестройка. У художников появилась возможность выходить на официальные площадки, и все, что раньше было нельзя, вдруг стало можно. Но несмотря на это, организовать выставку на независимой площадке было крайне сложно. Это требовало умения находить общий язык с людьми совершенно разных социальных групп и статусов, доказывать им политическую и социальную значимость проекта. Мне кажется, что эта способность актуальна до сих пор, также как и главная задача арт-менеджеров – уметь манипулировать людьми. Для этого надо понимать их интересы лучше, чем они понимают их сами.

Возможность выхода на поверхность открыла перед художниками и кураторами множество новых перспектив, а самым актуальным стал вопрос манипулирования общественным пространством. Первым ответом стала выставка-акция Клуба авангардистов «Баня», организованная в январе 1988 в мужском отделении Сандуновских бань. Тогда начальник бань, с которым мы договаривались о проведении выставки, сказал фразу, уже вошедшую в историю искусства: «Если у нас с вами все получится, я вас по другим баням пущу».

В 1992 году состоялась выставка московских концептуалистов в Бутырской тюрьме, которую я до сих пор считаю одним из самых важных событий в своей кураторской деятельности. Ее реализация была не простой в плане получения разрешений и решения технических вопросов. К примеру, выставку запретили проводить в той части, где находится изолятор. Нам выделили тюремный коридор, который был окрашен в ужасный зеленый цвет. Пришлось закупать белую краску и все перекрашивать. Но самое потрясающее было на вернисаже, куда мне разрешили пригласить друзей из московского художественного сообщества, которые смотрели произведения вместе с заключенными тюрьмы. 




В 1988 году я впервые выехал за границу, в Западный Берлин, где моим сокуратором стала Лиза Шмитц. А в 1990 году в США состоялась одна из первых выставок, где русское искусство было представлено в западном контексте – «Между весной и летом. Советское концептуальное искусства в эру позднего коммунизма» (Between Spring and Summer. Soviet Art in the Era of Late Communism). Для того времени это была, пожалуй, самая представительная по своим масштабам и составу участников выставка современного русского искусства на Западе.

В целом, описать то, что происходило тогда на московской арт-сцене, можно следующим образом: мы пытались отражать мир, хотя совсем не имели возможности соприкасаться с тем, что происходило на мировой сцене».



Ответы на вопросы слушателей RMA:

Иосиф Маркович, в то время, про которое Вы рассказывали, искусство было отражением перемен, происходящих в обществе и политике. Как Вам кажется, насколько изменилась эта ситуация сейчас? Поменялись ли внутренние отношения искусства и политики?

Куратор и арт-менеджер не могут не соотноситься с актуальным политическим и художественным контекстом. Те выставки, про которые я рассказывал, были реализацией художественно-политических принципов конца 60-х гг. Тогда все было честнее, потому что не было рынка. А роль художника в обществе была намного выше, чем сейчас, не зря ведь Евтушенко, писал «Поэт в России больше, чем поэт». Эта строчка полностью отражала реальность.

Сейчас все по-другому, произошла полная и окончательная победа капитализма. Складывается впечатление, что в современной России полностью отсутствует запрос на большего художника, а все вопросы сведены к частному. Искусство превратилось в бизнес, и даже в ИПСИ мы, например, учим молодых художников строить карьеру и продвигать себя – для этого уже есть понятные механизм.

Когда искусство находилось в подполье, оно накопило огромную энергию, что привело к всплеску художественной жизни в 80-е гг. Как думаете, ждет ли нас в ближайшее время подобный всплеск?

Вы правы. Наше поколение пыталось реализовать себя в «эпоху просвещения», как я это называю, подпитываясь тем потенциалом, который скопился в 60-е – 70-е гг. Сейчас совсем другая политическая реальность. Поэтому о том, что будет, судить очень сложно. Главная проблема современного искусства – это дефицит идей, который возникает главным образом из-за пассивности художественных институций.

Из того, что Вы рассказали, можно сделать вывод, что художественное сообщество в 60-е – 90-е гг., представляло собой клуб по интересам. Вам не кажется, что с появления рынка, феномен художественного сообщества исчез, и сейчас поддерживается только теми, кто начинал работать еще в то время?

Действительно, в России сейчас очень слабая художественная среда, а искусство не ставит перед собой социальных задач. Отчасти это связано с тем, что нет большого интереса к российскому искусству со стороны коллекционеров, а как следствие и со стороны зарубежных дилеров и галерей. К примеру, каждая вторая нью-йоркская галерея мечтает работать с художниками из Китая, потому что многочисленная китайская община в США ценит и покупает это искусство. Если же наши соотечественники переезжают за границу, то сразу же начинают покупать западных художников. Я связываю это с тем, что в нашей стране очень слабое гражданское общество и, в целом, незаинтересованность в собственной культуре.

Можете назвать имена молодых художников, творчество которых Вам интересно?

Благодаря деятельности ИПСИ я очень тесно связан с тем, что делают молодые художники. За последние годы, на мой взгляд, появилось много интересных имен, таких как Виктор АлимпиевЕлена КовылинаАнна Титова и др.

Молодых талантов много, но у них слишком мало возможностей для реализации в силу слабости развития инфраструктуры художественной жизни и слабости художественного образования, которое в основном сосредоточено в столицах. Но если и позитивные сдвиги, к примеру, феномен Перми, который возник благодаря Марату Гельману. Это первый признак того, что современное искусство начинает шествовать по стране.

Что Вы имеете в виду, когда говорите о слабости художественной инфраструктуры? В чем она проявляется?

Она проявляется практически во всем: в количестве галерей, занимающихся современным искусством, художественном образовании, которое осталось советским, отсутствии адекватного количества грантов для молодых художников и т.д. Сейчас эта инфраструктура движется за счет частного сектора и независимых проектов. Но этого не достаточно.

Если ли, на ваш взгляд, на российском рынке искусства ниша, развитие которой может сбалансировать эти дефициты?

Возможность тех, кто работает в арт-индустрии, сейчас практически неограниченны. Главное проявлять изобретательность. А дефицит, главным образом, заключается в отсутствии идей и слабой интенсивности художественной жизни.

С какие событиями, журналами, источниками информации, Вы бы посоветовали познакомиться начинающим арт-менеджерам?

Если говорить о событиях, то это международные биеннале, Documenta и Manifesta. Много интересных инициатив происходит в Лондоне. Что касается журналов и других источников информации, то их очень много. Большинство из тех книг, что я читал в своей молодости на английском за одну ночь, потому что потом надо было передать ее кому-то другому, сейчас можно найти в переводе на русском. Но самое главное для начинающего арт-менеджера, на мой взгляд, быть интегрированным в художественную среду и жизнь арт-сообщества.


О спикере:

Иосиф Бакштейн – искусствовед, художественный критик, куратор, комиссар Московской Биеннале, директор Института проблем современного искусства, член AICA. Родился в 1945 году, закончил Московский институт электронного машиностроения, а после этого аспирантуру Института социологии РАН. Активно участвовал в деятельности московских концептуалистов, а также являлся куратором первых выставок «Клуба Авангардистов». Куратор многих значительных выставок ипроектов, среди которых выставка-акция Клуба авангардистов «Сандуновская Баня» (1988), выставка московских концептуалистов в Бутырской тюрьме (1992), выставка «Между весной и летом. Советское концептуальное искусства в эру позднего коммунизма» (1990 - 1991) и др. С полным списком кураторских проектов можно ознакомиться по ссылке. В 1991 основал и возглавил Институт проблем современного искусства в Москве (ICA Moscow), основная задача которого заключается в представлении наиболее интересных явлений современного искусства, отражающих эстетическую, социальную и политическую проблематику нашего времени. В 2005 году стал инициатором и идеологом Московской Биеннале современного искусства.


Читайте также: 

Основатель Московской биеннале Иосиф Бакштейн покинул пост ее комиссара, The Art Newspaper, май 2016;

«Венеция по горячим следам. Биеннале глазами очевидцев» – видеозапись круглого стола, организованного бизнес-школой RMA, май 2015;

Материал по итогам пресс-конференции, посвященной Московской биеннале современного искусства,которая пройдет на ВДНХ, июль 2015;

«Мистер Транзистор» – Иосиф Бакштейн о своей книге «Внутри картины. Статьи и диалоги о современном искусстве», Colta.ru, апрель 2015 года;

«Надежда - очень русское чувство» – интервью Иосифа Марковича о подготовке Московской биеннале, Известия, март 2014;

«Общественное признание уже произошло, но его надо как-то осмыслить» – интервью с Иосифом Бакштейном, OpenSpace, ноябрь 2011;

«Что было, что есть, чего хочется. Иосиф Бакштейн об искусстве» – Иосиф Бакштейн рассказывает о гламурности Венецианской биеннале, цинизме россиян, настоящих художниках, социальном и политизированном искусстве, октябрь 2011;

«Иосиф Бакштейн: современное искусство намного понятнее классического» (Иосиф Бакштейн объясняет, чем выставка современного искусства отличается от обычной и почему такое искусство понятнее молодому поколению больше, чем старшему, МТРК «Мир», октябрь 2011);

«Быть комиссаром – это работа» – интервью с Иосифом Бакштейном, TimeOut, октябрь 2010;

«Иосиф и его … Московские биеннале» – интервью с Иосифом Бакштейном, журнал «Новый Стиль», октябрь 2009;

Блог Иосифа Бакштейна на портале «Сноб» (ведет с 2008 года)

Все новости >