Новости факультета
Выбор факультета
01 июля 2016

Музей «Гараж»: «Нашим единомышленником может стать каждый»

В Музее современного искусства «Гараж» 7 июля открывается новая выставка «Единомышленники», исследующая понятие инклюзии и представляющая знаменитых авторов международной художественной сцены, чьи работы в России показывают редко. В ее создании принимали участие Евгений Ляпин, Елизавета Морозова, Полина Синева и Елена Федосеева — герои с разными формами инвалидности, которые стали напарниками кураторов выставки на всех этапах ее подготовки. Корреспондент TANR поговорила с организаторами выставки — куратором публичной программы музея «Гараж» Анастасией Митюшиной и координатором инклюзивных проектов МариейСарычевой о том, кто такие «единомышленники» и что ждет зрителей на первой выставке, которая стремится расширить инклюзивность до категории взаимопонимания. Материал опубликован в The Art Newspapaer.



Джейсон Роудс. «Без названия». Из цикла «Моя Медина. В поисках своего эрмитажа…» 2004


Почему вы пригласили именно этих четырех человек для работы над проектом?

Мария Сарычева (далее — М. С.): Мы ориентировались на то, что это должны быть люди с разными формами инвалидности. Чтобы наш проект был максимально полезен и выводил на новый уровень объединение аудиторий, начатое инклюзивным отделом музея год назад. То есть мы сразу решили, что в рамках выставочного проекта мы не просто работаем с физическим доступом человека с инвалидностью к информации, а создаем среду обмена опытом, где человек без инвалидности открывает для себя много неожиданного. Один из единомышленников и сокураторов Евгений Ляпин очень любит ходить по музеям. Сейчас он учится в Школе-студии МХАТ, у него есть время и интерес бывать в музее часто. Отсутствие пандуса для инвалидной коляски ему не мешает. Другая наша участница — Лена Федосеева. Она незрячая, но посетила, кажется, все экскурсии, которые были созданы в «Гараже» для людей с нарушением зрения.

Анастасия Митюшина (далее — А. М.): То есть нашими единомышленниками движет прежде всего интерес к культуре и активная жизненная позиция. Такой настрой для нас был важным фактором выбора — кого приглашать. Понимая, что проект экспериментален по своему устройству, мы искали людей, у которых был бы опыт той или иной формы взаимодействия в культуре, и они были бы сами открыты к сотрудничеству. У всех наших единомышленников очень деятельное отношение к своей инвалидности.

Язык современного искусства многим все еще сложно понять — на выставках много сопроводительных текстов, помощников, постепенно вводящих аудиторию в суть дела. Насколько труднее объяснять современное искусство людям с ограниченными возможностями?

А. М.: Мы принципиально против такой изолирующей постановки вопроса. В то же время этот вопрос отражает уровень понимания и знания об инвалидности в российском обществе, год назад я могла бы его так же сформулировать. Если говорить о доминирующей статистике, то неоспоримо, что объем доступной информации об искусстве людям с ограничением по зрению или слуху крайне скуп. Нынешние музеи мало приспособлены и к посетителям с аутизмом. Не тифлокомментируются многие выставки, нет тактильных моделей для слабовидящих и незрячих. Елена Федосеева рассказывала нам, что незрячему человеку на уровне распространенных репродукций известен только Леонардо да Винчи и Московский Кремль. При сегодняшнем информационном вале такое даже помыслить сложно! Одновременно посмотрите на другую часть зрителей, которым искусство доступно во всей его полноте. Многие этим не пользуются, по-прежнему представляя искусство в эстетических категориях Канта и не принимая его как способ осмысления мира вокруг.

М. С.: Мы не утверждаем, что современное искусство нужно всем, каждый человек сам решает, какой объем культуры впускать в свою жизнь. Наверное, в этом плане некоторые наши участники, единомышленники с инвалидностью, в чем-то превосходят обычного зрителя. Потому что у них есть любопытство, интерес и желание познавать культуру.

А название «Единомышленники» посвящено этой четверке? О чем оно?

А. М.: Оно не про единство взглядов и унификацию идей, как можно подумать вначале. Название отражает нашу кураторскую позицию: мы не приводим точки зрения к общему знаменателю, мы объединяем через процесс, предоставляя голос каждому. Мы предложили нашим единомышленникам проектную работу, стадии и механизмы которой были заданы стандартами музея, но результат мы не предусматривали и искали его вместе.

М. С.: И именно поэтому те автобиографии, которые есть на сайте и которые каждый зритель сможет прочитать в буклете о выставке, наши единомышленники писали сами. Во имя сохранения вариативности интонации. При этом интересно, что каждая автобиография разная по стилю и форме. И каждый по-своему говорит об инвалидности: кто-то делит жизнь на «до» и «после», кто-то вскользь упоминает об этом в конце.

Читать далее…

Все новости >