Новости факультета
Выбор факультета
07 июля 2016

«Реконструкция музея – это не стройка, это то, как мы сами меняемся в новых условиях»

Лекцию в ГМИИ им. А.С. Пушкина студентам факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» прочитала директор музея Марина Лошак, которая рассказала, как перестраивается музейная сфера, ставя на первое место не экспонаты, а зрителей, объяснила, как функционируют крупнейшие музеи мира и как реконструируется ГМИИ им. А.С. Пушкина. Руководитель отдела кино и медиаискусства музея Ольга Шишко провела увлекательную экскурсию по выставке «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства», куратором которой выступает.



О музейном городке:

Идея создания Музейного городка на Волхонке принадлежит Ивану Владимировичу Цветаеву, создателю и первому директору Музея изящных искусств, историку, филологу и искусствоведу. Проекты расширения Музея стали появляться сразу же после его открытия.

Расширение ГМИИ им. А.С. Пушкина началось в 1961 году с передачи Музею особняка В.А. Глебовой в Колымажном переулке. Сейчас здесь расположен так называемый Дом графики (Отдел графики ГМИИ им. А. С. Пушкина). В последующие десятилетия в собственность Музея постепенно были переданы здания, расположенные в прилегающих переулках. Сегодня Музею принадлежит 29 зданий и сооружений.




Работа по созданию Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина началась в конце 2000-х годов и была приурочена к празднованию 100-летия Музея. В 2008 году Правительство Российской Федерации выделило средства на реализацию этого масштабного проекта.

Первоначальную концепцию Музейного городка разработал британский архитектор сэр Норман Фостер, известный, в частности, реконструкцией Большого двора Британского музея, где ему удалось создать самое большое в Европе крытое общественное пространство с дополнительными выставочными галереями. В процессе реализации проекта для ГМИИ им. А.С. Пушкина возникли многочисленные ограничения, строительство затягивалось, и летом 2013 года Фостер официально заявил о выходе из проекта.

В 2014 году был проведен конкурс на архитектурную концепцию Музейного городка, в котором победил проект бюро «Меганом» под названием «Ризосфера». Главным архитектором Музея стал Юрий Григорян.

Переступая границу «Ризосферы», посетитель сразу оказывается на территории Музея. Все здания, которые составят Музейный городок, являются памятниками архитектуры, истории и культуры. Сохранение наследия и музеефикация самого духа этого места – важная часть проекта. Музейный городок – это не только здания, но и публичное пространство. Единым дизайном здесь будут объединены все элементы среды – от построек и монументов до скамеек и путей следования по территории городка.

Читать подробнее на сайте музея

 

О выставке «Дом впечатлений»:

Cегодня искусство стремится выйти за пределы не только рамы картины, но и экранного пространства. Среди сюжетов, которые предлагает пережить «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства», этот – один из важнейших. В музее XXI века не должно быть абсолютно тихо – зрение, слух и наше передвижение по музейной экспозиции – средства нашего восприятия; от сетчатки глаза – к тактильному ощущению, так идет процесс погружения в образ.

Будущее усадьбы Голицыных связано с ГМИИ им. А.С. Пушкина. Через несколько месяцев в здании начнется реконструкция, после которой здесь откроется постоянная экспозиция произведений импрессионистов и постимпрессионистов из собрания ГМИИ. Выставка «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства» – это первый проект Музея в этих стенах.




Несмотря на то, что слово «впечатление» отсылает к опыту художников-импрессионистов, прямой диалог с ними не является основной целью проекта. Скорее, их опыт важен как отправная точка путешествия к пониманию нового опыта восприятия человеком окружающего мира, в котором визуальные образы, тактильные ощущения и слуховые переживания неразрывно связаны с процессом познания.

Тема «нового видения», «нового зрения» – одна из центральных в искусстве авангарда ХХ века. Она была связана не только с художественными открытиями, но и со стремительно меняющимся пространством вокруг человека. Искусство в век модерна, отказываясь от рациональной геометрически точной перспективы – этого изобретения Ренессанса, – пыталось вернуться к «естественной» модели зрения, открывая его заново в архаических или наивных произведениях искусства, или экспериментировало с «расширенным смотрением», как русский авангардист Михаил Матюшин.

Искусство помогает осознать «вторжение» электронных медиа в самые привычные, базовые отношения между телом человека и видимым окружением, между представлениями о мире и языком его описания. Неудивительно, что эта трансформация отношений требует и трансформации средств искусства, появления «гибридных медиа», если вспомнить термин исследователя новых медиа Льва Мановича.

Читать подробнее на сайте музея

Все новости >