Новости факультета
Выбор факультета
23 августа 2016

Книгой года, по версии жюри премии «Инновация», стал составленный Ольгой Шишко сборник «Проекции авангарда»

Выход сборника материалов одноименного проекта, прошедшего в 2014 году в Манеже, был приурочен к показу мультимедийной инсталляции Саскии Боддеке и Питера Гринуэя «Золотой век русского авангарда», награжденной премией TANR в номинации Выставка года (2015). Тексты и доклады, прочитанные в рамках образовательной программы «Проекций авангарда», как раз и опубликованы в этом издании. Тоже, заметим, «премиальном»: его составителю Ольге Шишко досталась премия «Инновация-2015» в номинации «Теория. Критика. Искусствознание», пишет The Art Newspaper Russia.





Охарактеризовать сборник емко и однозначно практически невозможно. Как и инсталляция Боддеке и Гринуэя, он представляет такую же разноголосицу точек зрения и исследовательских оптик. Слово предоставлено всем: историкам и музейщикам, критикам, кураторам и художникам, со своих позиций осмысляющим наследие авангарда, практикам вроде Вячеслава Колейчука, реконструировавшего знаменитую выставку ОБМОХУ 1921 года в Третьяковке.

Сборник не имеет четкой концептуальной направленности, равно как и адресата. Наверное, это и есть тот случай, когда книгу можно рекомендовать самому широкому кругу читателей. Новичкам — хорошее введение в авангард от Андрея Сарабьянова или Александры Шатских, профессионалам и адептам contemporary art — статьи Томаша Гланца и Вадима Захарова о современном русском искусстве, Ольги Шишко и теоретика Реймона Беллура — о видеоарте.

И все же с точки зрения истории наиболее весомые публикации сосредоточены во втором разделе, посвященном идеологии и политике авангарда. Статья Нины Гурьяновой о политической подоплеке провокативности русских футуристов. Эссе Жан-Клода Маркаде, изучившего генезис понятия «авангард» и проблемы его рецепции за рубежом. Блестящая работа Кристины Кэр о конструктивизме с позиции гендерных исследований и феминистской теории. Названия выставок авангарда часто содержат эпитет «неизвестный».

Сборник, несмотря на находки и открытия, выявляет множество белых пятен в истории, еще ожидающих своего часа. Взять хотя бы проекционистский театр Соломона Никритина с его утопической программой переустройства мира. Или, напротив, более «приземленную» социальную историю авангарда и конкретную роль супрематистов, конструктивистов и производственников в общественной жизни, государственных структурах и массмедиа.

Это оптика, время которой пришло, но которая до сих пор находится на задворках академической науки. И которая, можно надеяться, станет основой для новых «проекций» авангарда.

Проекции авангарда: Каталог-исследование / Сост. О. Шишко. М.: Artguide Editions; ООО «Арт Гид», 2015.
Все новости >