Новости факультета
04 июня 2019

Мастер-класс Анны Арутюновой

Во вторник, 4 июня, мастер-класс для студентов группы «А-16» факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» проведет художественный обозреватель, исследователь арт-рынка, директор швейцарского Совета по культуре Pro Helvetia в России Анна Арутюнова. Тема: «История и современная ситуация на арт-рынке». Аудитория: Arp. Начало в 19.00. При подготовке рекомендуем ознакомиться с одной из глав написанной Анной книги «Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента», опубликованной в журнале «Артгид».



На поводу у глобализации

«Со времен войны арт-бизнес вырос до беспрецедентных размеров. Цены взлетели как ракеты; обороты зашкаливали; удачная сделка из незначительного события, которое касается лишь избранного круга дилеров, превратилась в информационный повод для международных газет; возникла целая армия новых и самых разных коллекционеров: от тех, кто хочет купить пару-тройку картин за всю свою жизнь, до пенсионных фондов и финансовых трастов, которые все чаще пускают свои прибыли на прямые инвестиции в искусство»[1]. Казалось бы, перед нами фраза, которая в точности описывает характер современного рынка искусства с его новыми коллекционерами, одержимостью инвестициями, зацикленностью медиа на рекордных продажах и всех прочих атрибутах рыночного роста последних лет. Однако написана она была почти полвека тому назад и принадлежит Питеру Фуллеру, британскому арт-критику, искусствоведу и основателю журнала Modern Painters. В процитированной статье для журнала New Society 1970 года, содержится еще немало наблюдений, которые из сегодняшнего дня выглядят на удивление точными предсказаниями, а иногда просто калькой современных событий[2]. История идет по кругу и ставит непростой вопрос — насколько глубинны произошедшие с арт-рынком перемены? Так ли естественна логика действия, постоянного увеличения, накопления и приумножения, или это лишь внешняя оболочка, маркетинговый трюк, который должен подстегивать покупательский интерес к современному искусству?

В оценках развития рынка искусства между собой борются два подхода — линейный и циклический. Первый, подгоняемый современным modus vivendi бесконечного прогресса, предлагает модель постоянного укрупнения. Она предполагает, что в результате изредка прерываемого роста структура рынка будет бесконечно разрастаться. Описанные выше интернет-торговля и распространение ярмарочного движения, сенсационные и все возрастающие суммы продаж на аукционах, рост числа покупателей, количества художников и цен — все это характерно для линейного подхода. Второй — более сдержанный взгляд на динамику торговли искусством — показывает, что арт-рынок всего лишь воспроизводит свои прошлые конфигурации с различными, более или менее существенными вариациями.

Мы привыкли слышать, что арт-рынок растет, обретает новых игроков, захватывает новые территории, с помощью интернета объединяет ранее ничем не связанные части арт-мира, наводя мосты между продавцами и покупателями, находящимися в противоположных точках земного шара. Однако кризис 2008 года вскрыл слишком много параллелей с событиями давно минувших дней, чтобы продолжать верить в бесконечный прогресс. Достаточно проследить взаимосвязь экономических потрясений и развития рынка искусства на протяжении ХХ века, чтобы убедиться в том, что мы не стали свидетелями чего-то прежде небывалого. Последствия Великой депрессии конца 1920-х — начала 1930-х годов отражены в отчетах аукционных домов, рапортовавших о снижении оборотов. Снижались не только цены, но и количество работ, выставленных на аукционы. Так, аукционный дом Sotheby’s приводит данные, по которым в начале 1930-х вместо прежних 100–150 лотов выставлял на торги всего 10–25. Нефтяной кризис 1973 года положил конец стабильному росту рынка искусства в 1950-е и 1960-е годы. Через год после кризиса созданная на волне предшествовавшего ему экономического роста ярмарка Art Basel впервые зарегистрировала снижение числа посетителей и объема продаж. С 1982 по 1990 год, по данным Artprice, цены на искусство выросли на 600% (особенно быстро на работы импрессионистов, которые скупали японские магнаты). Беспрецедентный рост был нарушен очередным мировым спадом экономики, начавшимся в 1989 году и продлившимся в течение нескольких лет. За ним последовал спад на арт-рынке, продлившийся примерно до конца 1990-х. Развитие событий на рынке искусства в конце 1980-х и в конце нулевых, кажется, и вовсе прошло одни и те же стадии, разве что главные роли разыгрывали разные актеры. В ноябре 1987-го всего лишь через месяц после крупнейшего на тот момент обвала фондовой биржи США, «Ирисы» Винсента Ван Гога были проданы на аукционе Sotheby’s почти за $54 млн. Через двадцать с лишним лет ситуация повторяется — в феврале 2008 года индекс Доу Джонса потерял в одночасье 370 пунктов, и в тот же месяц в Лондоне проходят торги импрессионистов и модернистов, которые приносят аукционному дому впечатляющие $231 млн. Однако за впечатляющими продажами, неизменными уверениями в том, что в моменты экономического кризиса средства лучше вкладывать в предметы роскоши, обязательно следовала рецессия.

Читать далее…

Все новости >