Новости факультета
Выбор факультета
27 февраля 2017

Екатерина Иноземцева: «Мы устали от самого формата и понятия выставки»

10 марта в московском музее «Гараж» стартует беспрецедентный проект — Триеннале российского современного искусства. Это первая попытка музейной институции провести всеобщий «смотр» русских художников — от Калининграда до Владивостока — и выделить основные векторы развития современного искусства по всей стране. Шесть кураторов почти полгода путешествовали по регионам России, осматривая сотни портфолио. Всего они отобрали 69 авторов, работы которых займут каждый сантиметр пространства музея, включая лестничные пролеты и туалеты. Авторы распределены по семи директориям, которые, по мнению создателей триеннале, отражают главные направления в российском современном искусстве.

Екатерина Иноземцева, одна из сокураторов проекта, преподаватель факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес», рассказала сайту arterritory.com о том, почему создатели триеннале отказались от какой-то конкретной темы, и о том, какое искусство они нашли за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.


Команда триеннале. Александра Обухова (научный отдел музея «Гараж»), Екатерина Иноземцева, Снежана Кръстева, Кейт Фаул, главный куратор музея «Гараж», комиссар триеннале, Андрей Мизиано (выставочный отдел музея «Гараж»), Татьяна Волкова, Ильмира Болотян. Фото: Эрик Панов


Как появилась идея триеннале?

Момент нашего решения делать триеннале никак не совпал с кризисом биеннале, мы шли по другому пути. В последнее время, с тех пор как мы оказались в парке, мы начали более интенсивно работать с русскими художниками, показывали не только интернациональных звёзд, которые были в «Гараже» на улице Образцова, старались активно внедряться в локальную среду. Мы поняли, что наш программный интерес к русскому искусству надо оформить. Стало понятно, что художники, которые работают в Москве, уже и так в нашем поле зрения. Но страна огромная, и каждый раз, выезжая в командировки, мы понимали, что масштаб очень велик и ситуация очень разная. И мы решили сделать большой смотр.

С самого начала мы говорили и про биеннале национального искусства Whitney и пришли к этой идее. Но как к ней подобраться? Тут нужно отдать должное Кейт Фаул, которая заставила нас ездить. Мы с известным московским снобизмом думали, что и так всё знаем: мы и так работаем с художниками, которые когда-то были в Самаре, в Нижнем, в Омске и переехали в Москву, и мы думали, что имеем представление о ситуации в регионах. И тут мы поехали.

Мы разделили всю карту страны на шесть округов, это деление отчасти совпадает с федеральным делением РФ. Путешествовали мы весной и летом, какие-то места добирали уже осенью. Этот, не побоюсь этого слова, гран-тур, оказался тем ключевым обстоятельством, которое, а) заставило нас вообще по-другому смотреть на русское искусство во всей его целостности и б) радикально повлияло на то, как об этом искусстве можно говорить и рассуждать. После поездок все кураторы собрались, у нас было, наверное, пять серьёзных рабочих встреч часов по шесть, когда мы пытались договориться, как нам всё это показывать. Мы поняли, что любая тема, какую мы ни придумаем, никогда не отразит полностью того, что происходит в российском искусстве.

Мы пытались определить общие для всех регионов «точки роста», на основании которых была придумана типология, объединяющая обстоятельства эстетического, социологического, антропологического свойства. Следуя заветам русских формалистов (Шкловского, Тынянова, Эйхенбаума), мы придумали типологию с разделением на семь директорий, пытаясь глобально определить суть процесса. Это возникло исключительно из эмпирики, из нашего практического опыта, полученного в поездках. Мы рассказывали друг другу про художников, всё снимали во время путешествий, делали подробный отчет.

Читать далее…

Все новости >