Новости факультета
15 апреля 2019

Лекция Елизаветы Савиной «Обзор мировых арт-событий»

Во вторник, 16 апреля, лекцию для студентов группы «А-16» факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» прочитает основатель и директор Savina Gallery, куратор Sparta Curators Collective Елизавета Савина. Тема: «Обзор мировых арт-событий». Начало в 19.00. Аудитория: Dee. При подготовке рекомендуем ознакомиться с интервью, которое Елизавета дала сайту Art and You в ноябре 2015 года.




«Классическая модель, когда галерист кого-то продвигает и „везет“ на себе, становится менее эффективна»

В ноябре 2015 года в Москве выставкой современного турецкого художника Мурата Палты открылось новое выставочное пространство Savina Gallery MARS. SAVINA GALLERY St. Petersburg уже давно активный участник многих международных выставок и ярмарок, таких как Art Stage Singapore (Сингапур), Contemporary Istanbul (Стамбул), Cosmoscow (Москва), SWAB Barcelona (Барселона), фотоярмарка MIA (Милан).

Открытие московкого филиала — это давний план и часть стратегии развития галереи или решение подсказанное жизнью?

Лиза Савина: На самом деле, идея сделать такую сеть галерей существовала у меня давно, но понятно, что разыгрывать эту историю по традиционной схеме, когда есть какой-то головной офис, и оттуда распростаняется зло и добро — это не очень функциональная модель, прежде всего потому, что горизонтальные связи эффективнее. Помимо искусства я увлекаюсь двумя вещами — маркетингом и современной социологией. И система изменения структуры социума для меня очень интересна, так что идея эта не вчерашняя. Первая попытка открыть московскую площадку была год назад. Мы должны были открыться, правда, с другими партнерами, понятно, но вмешались кризис и прочие обстоятельства.

Я считаю, что Центр MARS в этом смысле идеальная площадка, поскольку позволяет реализовать хорошую мировую практику, когда галерея, имея основную площадку, при этом имеет еще и площадку в музее. Например, этого очень много в Израиле, когда весь первый этаж Музея Израиля занят какими-то галереями и их представительствами, поскольку проходимость выше, интерес больше. Галерея, таким образом, создает дополнительные информационные поводы для музейной площадки или центра, а центр обеспечивает галерее большую проходимость публики, ну и всем от этого только лучше. Для меня лично любая герметичная схема не работает, хотя может для кого-то пока еще да.

В общих чертах понятно, но как именно будет строиться ваше партнерство с MARS, планируется ли совместная выставочная деятельность и не только?

Л.С.: Это чистое партнерство, и, конечно, будет совместная выставочная программа. Собственно говоря, тот формат, который задал MARS с digital and мультимедиа-арт мне, как галеристу очень интересен. Дело в том, что многие художники, особенно молодые, работающие в традиционных техниках, не делают чего-то большего, прежде всего потому, что это все дорого, невозможно, требует оборудования. И для меня, как галериста, очень важна история, когда мы можем дать какому-то автору выйти в пространство мультимедийного искусства, поддержав его проект, ну и, мне интересно попробовать завести мультимедийных авторов, которые работают в формате большой инсталляции, в настенный формат. Это не односторонняя связь, это продуктивные связи, которые работают в обе стороны.

Иными словами, ты станешь для MARS тем, кто сможет привести сюда новых авторов, работающих, в том числе, и в мультимедиа, а ЦСИ в свою очередь может предоставить свой ресурс для поддержки проектов?

Л.С.: Именно так, но это одна часть вопроса, есть еще и другой момент. Дело в том, что художники, в том числе и те, кто уже работают с MARS в жанре цифровых инсталляций и аудиовизуального искусства, арт-рынком не очень акцептованы. Чаще всего они работают на контрактах с брэндами и завязаны в каких-то других коммерческих историях, и как творцы, они не то, чтобы от этого страдают, но в этом есть определенная ограниченность, где ты все время зависишь от гонорарной части. Но рынок, если мы говорим о том, что идет через ярмарки и аукционы — это прежде всего то, что можно повесить на стену или поставить на пол, вставить в интерьер, а не только сделать из этого единицу хранения, как это бывает в музеях. Именно такие вещи в частных коллекциях и составляют главный оборот рынка. То есть в таком партнерстве Savina Gallery и MARS потенциал для художника заключается в том, что «художник — ручник», аналоговый художник получает возможность выхода в другую сферу, в искусство мультимедиа, а для тех, кто работает с аудиовизуальными технологиями — это шанс вписаться в зону коммерческого рынка, куда они не очень понимают, как попасть. Для художников это тоже может стать очень важным и привлекательным моментом.


Насколько для тебя важно, что Savina Gallery St Petersburg — изначально питерская галерея, представляющая искусство Петербурга?

Л.С.: Локальная история, если и имела место, то говорить об этом сегодня по-меньшей мере несерьезно, потому что тот небольшой арт-рынок, который в Питере был, кризис окончательно удавил. Если бы я работала на оборотах трехлетней давности, то в каком-то виде локальная история была бы еще возможна, а сегодня уже никак. Но кроме рыночного аспекта, есть и тема локального контента. Я занималась петербургскими авторами, выставила кажется всех, кто мне был интересен. Потом переключилась, стала заниматься иностранными авторами. Отработав какую-то механику процесса, хочется идти дальше. Больше скажу, это такой специфический способ получения удовольствия от жизни. Мы же на чем работаем? На бабочках в животе! Реализуя какие-то проекты, я получаю удовольствие довольно близкое к сексуальному, а иногда и большее. Мы делаем, безусловно, проекты в Петербурге, и будем делать, прежде всего как кураторское агентство, так собственно называется мое юридическое лицо. Поэтому формат галереи для меня сегодня — это часть сильно большего процесса.


Мы много слышим о сложностях арт-рынка в это кризисное время, тем более приятно, что на арт-карте Москвы возникаю такие новые точки. Как тебе видится место Savina Gallery MARS среди множества московских галерей?

Л.С.: В Москве много галерей, которые я люблю и уважаю, много умных галерей, спору нет. Но у нас во всей России галерей меньше, чем в одной Барселоне. Говорить о дырках в формате — да, их полно, заниматься есть чем. Мой интерес немного в другом. Я об иронии, о той точке, где искусство становится мемом само и может апроприировать другие мемы, которые плодятся в разных сетях и пабликах, переработать их и превратить в искусство.

В этом смысле выставка, которой мы в Москве открываемся, очень показательна: художник берет мем-бестселлер и использует технику, которая уже настолько мем, что она уже практически национальная идея. И вот эти две точки схода, кстати, для русского зрителя это тоже все хорошо знакомо — «Синбад-мореход» миллионным тиражом выходил, люди смотрят и картинку узнают. Мне было бы интересно делать выставки, где искусство, современное искусство, доступно. Я про людей, я не очень highbrow. Ну и кроме того, несмотря на то, что нынешняя концепция Центра MARS — мультимедиа арт, у МАРСа с 1988 года образовалась огромная коллекция, которую тоже никто не собирается забрасывать. И присутствие галерейного пространства внутри нового многокомпанентного MARSа тоже дает возможность показывать, в том числе и коллекцию.

Читать далее...

Все новости >