Новости факультета
Выбор факультета
26 апреля 2017

Как Африка стала локомотивом арт-бизнеса

26 апреля в фонде Louis Vuitton открывается Art/Afrique, le nouvel atelier — большая тематическая экспозиция из трех выставок африканского искусства. «Инсайдеры» из коллекции Жана Пигоцци, Etre La, представляющая работы трех поколений современных африканских художников и наконец третья — из собрания самого фонда. Зрелищное, эмоциональное, живое искусство современной Африки становится все более востребовано, причем не только на выставках и биеннале, но и на аукционах, пишет Forbes.




В 2016 году арт-рынок потрясло известие о продаже картины Drown молодой африканской художницы Нжидеки Акунили Кросби (Njideka Akunyili Crosby) за $1,1 млн. на аукционе Sotheby’s. Нжидека закрепила свой успех 7 марта этого года на торгах Christie’s, где ее работа The Beautyful Ones ушла за $3,1 млн. Правда, те кто представил себе юную дикарку из глухой африканской деревни в одночасье ставшей звездой мирового арт-рынка, будут разочарованы. Нжидека действительно родилась в Нигерии, но уже почти 20 лет прожила в США. Сначала она поступила в Филадельфийский университет на факультет искусства, а затем получила MFA в Йеле. И уже до триумфального аукциона начала работать с крупнейшей галерей Victoria Miro. Как настоящая амазонка авангарда, Нжидека стремится разрушить все стереотипы, сложившиеся о современном африканском искусстве. Персонажи ее картин изображены не в аутентичных хижинах, а в современных интерьерах, где заняты вполне обычными делами, и совсем не похожи на голодных, умирающих от страшных болезней. В интервью газете Guardian она заявила, что, во-первых, чувствует себя американской художницей, а во-вторых, хочет показать, что жизнь в Нигерии столь же «нормальна», как и в других станах.

Это высказывание — точная характеристика главный посыл современного африканского искусства. Молодое поколение художников выступает против экзотизации искусства Африки. Африканцы часто имеют «гибридную идентичность», они живут по всему миру, как и художники других стран, а к собственной африканской идентичности добавляют и другую — западную. Вне зависимости от континетальной прописки, их работы не столь разительно, как раньше, отличаются от молодых художников Европы или Америки. Кажется, молодые африканцы хотят доказать остальному миру, что Африка сегодня — вовсе не то место, которым следует пугать маленьких детей, хотя поле для социальной критики там по-прежнему обширное.




Эта позиция сильно отличается от той, что была у старшего поколения художников черного континента. Для авторов, работавших в 1950-80-е годы, социальная и политическая критика, главным образом критика апартеида, была главной темой. Фотограф Дэвид Голдблатт снимал проявления дискриминации и сегрегации — в основном среди рабочих, чье положение во времена апартеида не слишком отличалось от положения рабов. Тем же проблемам были посвящены работы Уильяма Кентриджа, одного из самых влиятельных южноафриканских художников, ставшего знаменитым благодаря своим черно-белым анимационным фильмам. Начав с плакатов и рисунков, критикующих режим апартеида, сегодня Кентридж — непременный участник мировых биеннале, постановщик оперы «Волшебная флейта», прошедшей по оперным театрам мира. А Джейн Александер стала известна благодаря своим скульптурам гибридов, полулюдей-полуживотных — ее «Убойные мальчики» (Butcher boys), люди с головами животных, с удавками на шее и шрамами на теле, как будто были найдены на бойне. Ассоциации тут однозначные.

Читать далее…

Все новости >