Новости факультета
Выбор факультета
20 сентября 2017

«Гараж» и «Ад Маргинем» издали классический труд Герберта Рида «Краткая история современной живописи»

В рамках совместной программы Музея современного искусства «Гараж» и издательства «Ад Маргинем Пресс» был выпущен классический труд «Краткая история современной живописи» английского критика и историка искусства Герберта Рида, пишет «Артгид».



 


Раннее издание было дополнено главой «После абстрактного экспрессионизма», написанной по просьбе сына Герберта Рида английским критиком Кэролайн Тисдолл. Она расширяет поле обозрения современной живописи на поколение художников, которые пытались выйти из наблюдаемого Гербертом Ридом художественного тупика и путем переосмысления идей своих предшественников прийти к новым формам самовыражения.

С любезного разрешения издателя мы публикуем фрагмент из этой главы, посвященный художникам, которые в гораздо большей степени унаследовали заложенный экспрессионистами принцип «Живопись ради живописи».

...Сэр Герберт Рид завершил свое обозрение современной живописи мрачной картиной утраты высоких ценностей и самоуспокоенности. Он писал эту книгу в период, когда творческий порыв абстрактного экспрессионизма в Америке и параллельного ему неформального стиля в Европе вырождался в пустой жест. Спустя поколение этот момент стал восприниматься как очередной исторический перелом. Возникли новые стили и направления, заявили о себе молодые художники, направившие в 1960-е годы свои усилия на критику языка и содержания живописи.

Многих из них это привело к полному отказу от живописи в пользу новых видов искусства, которые сулили желанную альтернативу, — в пользу перформанса, кино, видео и всесторонней документации. Другие считали, что живопись подлежит переосмыслению и новой разработке изнутри.

Одновременно коренной сдвиг претерпело само зрение человека: новые горизонты открылись не только перед художниками, но и перед их аудиторией. В те же 1960-е годы люди увидели свою планету с Луны. Передовые технологии обрели визуальное выражение в цветном телевидении и повсеместном распространении цветной фотографии.

Влияние этих процессов на искусство было огромно. Они непосредственно сказались в увлечении технологиями, которые вдохновляли кинетическое искусство и во многом определяли обращение художников к видеосъемке. Менее очевидной, но более существенной была постепенная перемена в представлении человека о своем отношении к миру, о временны́х и пространственных координатах жизни. Для этого неизведанного опыта художникам предстояло найти новые формы выражения.

Читать дальше…
Все новости >