Новости факультета
Выбор факультета
15 января 2018

Российский арт-рынок в зеркале рейтингов

Сайт InArt (база данных и аналитика российского современного искусства) по итогам 2017 года представил рейтинг «Топ 100 признанных авторов». Методика построения рейтинга описывается так: «Команда InArt при поддержке российских галеристов, коллекционеров, кураторов и самих художников составляла список авторов, которые относятся к российским современным художникам», и далее экспертный совет расставлял всех по местам. Преподаватель факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Кирилл Алексеев прокомментировал для «Артгида» методику рейтинга InArt и отраженное в нем состояние российского арт-рынка.



Илья и Эмилия Кабаковы возглавили рейтинг «Топ 100 признанных авторов»


Изначально искусство кажется неизмеримой, абстрактной материей. Деньги представляются случайной и малообъяснимой субстанцией для измерения качества произведения. Но проходит время — и искусство превращается в отрасль экономики, и становится необходимым поиск единой формулы стоимости и критериев.

Произведение искусства начинает приобретать коммерческую ценность благодаря «индивидуальному мифу» художника или точности раскрытия социальных или политических тем. Впрочем, вот этот последний пункт актуален большей частью для России, где художник, в глазах широкой общественности, наделен почти пророческими функциями. Массовый вкус диктует конъюнктуру, представители которой начинают выстраивать иерархии и соревноваться на поле публичного вкуса и социальной проблематики.

Если сократить ненужные лингвистические упражнения, весь смысл связанных с искусством инвестиционных расчетов упирается в массовый интерес и во вкус отдельных харизматичных персонажей нашего времени. Допустим, один коллекционер поверил в молодого автора и начал использовать свои средства и связи для продвижения этого художника.
Проходит некоторое время, и выясняется, что кроме самого инвестора никто нашим гипотетическим автором особенно не интересуется. Но цены уже обозначены, и создается иллюзия укоренения автора в определенном ценовом сегменте. В действительности первая же продажа, сделанная вне выстраданного инвестором круга приобретателей, может обвалить все дорогостоящие усилия.

Но в России сейчас немного другая ситуация. В отсутствие рынка произведение стоит столько, сколько за него готовы заплатить. В таких кондициях рынок начинает внимательно прислушиваться к консалтинговым и рейтинговым рекомендациям. Соответствующие организации начинают провоцировать пристальный интерес покупателей и самих художников. Такого рода деятельность вызывает доверие участников рынка при условии того, что организация выпустит альбом или проведет конференцию, то есть, что называется, сама аргументировано вложится в свой прогноз. Это, разумеется, совершенно необязательно, но служит индикатором того, что институция готова отвечать за свои слова.

Есть еще одно важное условие на рынке консалтинга и инвестиций в искусство. Это условие — наличие активной конкуренции. Ситуация весьма схожа с экспертизами на антикварном рынке. Там без соответствующего профильного заключения специалиста произведение вообще ничего не стоит. Рынок экспертиз дополняется новыми участниками довольно регулярно, и эта конкуренция в дальнейшем выдавливает монополистов-коррупционеров с антикварного сегмента арт-рынка. Чтобы тебе поверили, а тем более доверили свои денежные средства, надо быть убедительным, а главное, аргументированным. Такую уверенность человек может получить благодаря уникальному методологическому подходу. Другими словами, для начала нужно сформулировать то, чем ты отличаешься от остальных.

Читать далее…

Все новости >