Новости факультета
Выбор факультета
12 февраля 2018

Кирилл Алексеев — про радужные перспективы арабского арт-рынка

Кирилл Алексеев, к.ф.н., преподаватель Школы экспертов и коллекционеров и факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» о «быстрых» и «долгих» деньгах, вложенных странами арабского мира в продвижение их современного искусства. Материал опубликован на сайте «Артгида».




«Быстрые» деньги провоцируют ненужные траты. «Долгие» деньги вкладываются с умом и продолжительным расчетом. Но на искусство тратятся и те, и другие — из имиджевых или инвестиционных надежд.

В странах исламского региона современного искусства не существовало до начала 2000-х. Было в Европе небольшое количество авторов с арабскими именами, но самостоятельного направления в искусстве XXI века исламская культура на мировых экспозициях не представляла.

С начала 1980-х годов в Англии существовал довольно большой круг ливанской творческой интеллигенции, представители которой благоразумно эмигрировали в Старый Свет после прихода к власти мусульманских фанатиков. В числе этих арабских «элит-эмигрантов» было особенно много дизайнеров, архитекторов, книжных иллюстраторов. Мусульманские архитекторы вообще выступали с 1980-х отдельным сообществом внутри европейской творческой среды. Они были весьма доброжелательно приняты европейским девелоперским бизнесом в 1990-х. Этому немало способствовало то, что во главе одного из ведущих в те времена архбюро Dar Al Riyadh Consultants Engineering and Architecture стоял кузен короля Саудовской Аравии, что было немаловажно для госзаказов.

В соседних Эмиратах нефть закончилась задолго до феерических биржевых скачков цен, но там доходы от углеводородов с большим умом разместили в недвижимость и туристическую инфраструктуру. Именно ОАЭ первыми задумались, как обозначить себя в культурном плане так, чтобы западные инвесторы начали относиться к нобилитету исламского региона с должным почтением, и сначала начали приобретать престижное искусство.

Первые приобретения были случайными и несистематичными. В Эмираты, а затем в Катар хлынули вещи Гогена, Моне, Кандинского, Мондриана, Лемпицки и других топовых авторов — их эстимейты невероятно росли на рубеже веков, но эти конкретные вещи в большинстве считались не самыми кондиционными. Не обладая должными коллекционерскими навыками, арабские приобретатели моментально стали жертвами ловких французских и английских дилеров. Когда же стало очевидно, что в отсутствие соответствующих экспертов все приобретенные произведения не стоят и десятой доли вложенных средств, появилась удачная идея сделать профильных специалистов своими союзниками. Операция была задумана из расчета крупного «культурного опта» и денежных инвестиций, сопоставимых с годовым бюджетом РФ. Результатом этих усилий стал уникальный спонсорский договор между Эмиратами и Музеями Лувра, получившими новое здание в Абу-Даби. Архитектор Жан Нувель замечательно справился с задачей создать высокотехнологичный музей с ландшафтными новациями и традиционными для мусульманского зодчества светотеневыми эффектами.


Читать далее…

Все новости >