Новости факультета
Выбор факультета
14 марта 2018

Ольга Шишко: «Музей как учебник вполне может оказаться пережитком восприятия»

Пушкинский объявил о создании коллекции современного искусства. Фактически это означает разворот одного из главных музеев страны от классики к современности. «Афиша Daily» встретилась с руководителем отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина, преподавателем факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Ольгой Шишко, чтобы обсудить большие перемены.




— Давайте начнем наш разговор с главного повода нашей встречи — собственно новости о коллекции. Даже пять лет назад трудно было представить, что ГМИИ начнет собирать коллекцию искусства XXI века. Что эти перемены означают для города, музея и вас?

 — Коллекция современного искусства — вещь всегда субъективная и визионерская. А на вопрос, почему Пушкинский начинает собирать коллекцию современного искусства именно с медийного, я могу ответить, что так сложилось в силу многих обстоятельств. К истории движущегося изображения XX и XXI веков лично у меня самый сильный интерес, и я неспроста включаю в эту историю век двадцатый.

Первую выставку мы делали в будущем Музее импрессионизма (бывшей усадьбе Голицыных. — Прим. ред.). Я вижу сильную преемственность между историей импрессионизма и авангарда и историей движущегося изображения. Высвобождение цвета, света и материи — все это развивается дальше на протяжении XX века и ставит вопрос о новом смотрении на произведение искусства: именно движущаяся картина стала развивать это сильнее всех — и мы начали погружаться внутрь нее. Малевич и его супрематизм на самом деле показывают именно движение искусства внутрь, по вертикали и горизонтали. Малевич кричал: «Не давайте камеру режиссеру, только художник может понять, как должно двигаться это искусство».

Что касается лично меня — могла ли я раньше представить себя в Пушкинском музее? Наверное, нет. Моя жизнь так сложилась, что после того, как я закончила университет, я очень боялась музеев и всей этой консервативной среды. Я думала, что ничего там не смогу сделать, хотела заниматься именно живым искусством. А сейчас, кажется, пришло время, когда можно выстраивать связи с современностью и в традиционном музее.

У Пушкинского есть галерея XX века — почему не быть галерее XX–XXI веков? Для меня это единый и неделимый большой этап. Это, кстати, не моя теория, а Питера Вайбеля (австрийский художник, куратор и теоретик медиаискусства, который, помимо всего прочего, считает, что его обязанность — переписывать историю. — Прим. ред.), который меня с современным искусством как раз и смирил: я не сразу попала под очарование новых медиа, долгое время после университета оставалась на консервативных позициях.

Читать далее…

Все новости >