Новости факультета
Выбор факультета
26 февраля 2020

Мастер-класс Сергея Попова

В четверг, 27 февраля, мастер-класс для студентов групп «А-17» и «А-18» факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» проведет куратор, основатель и директор галереи pop/off/art Cергей Попов. Начало в 19.00.
При подготовке рекомендуем ознакомиться со статьей в РБК, в которой Сергей рассказывает, почему арт-рынок России никак не может разогнаться, кто и зачем покупает современное искусство и что нужно знать, прежде чем открыть свою галерею.




1. Выбрать нишу

Первый шаг в галерейном бизнесе в любом месте, в любой точке земного шара — определиться, чем и кем ты собираешься торговать. Нужно найти «своих» художников. У галереи должен быть какой-то определенный нишевой продукт, нельзя просто торговать современным искусством.

Многое зависит от имен художников, с которыми ты работаешь, но по всему миру живопись продается лучше — и это не прихоть клиентов, а практика, выработанная столетиями. Также вполне активно продается скульптура, которую мы в последнее время не разделяем с объектами (скульптура сегодня может выглядеть весьма специфически). Менее востребована фотография, и совсем плохо с продажами видео — по крайней мере в России. Учитывая, что есть совсем сложные даже для показа, не говоря о продажах, виды искусства, такие как масштабные инсталляции или концептуальная документация, нам есть куда развиваться.

На рынке существует несколько форматов галерей.
Международные галереи-мейджоры. Это наиболее востребованные крупные игроки, которые торгуют самым дорогим и современным. Цены в этой нише могут составлять от нескольких десятков тысяч долларов за единицу до десятков миллионов долларов. Соответственно, годовой оборот такой галереи колеблется от десятков миллионов долларов до сотен миллионов долларов. Мейджоров всего несколько сотен в мире, и пока ни одна российская галерея в этот пул не входит. Поэтому можно сразу успокоиться и перейти на уровень ниже.
Национальные галереи. Российский, да и любой локальный рынок строится вокруг национальных брендов, и в основном у нас продается и покупается именно русское современное искусство. Иностранное искусство пока не популярно. На мой взгляд, это одна из ниш, которую в ближайшие годы можно будет занять. С точки зрения оборота галерейный бизнес очень небольшой. 1 млн евро в год — хороший оборот для галереи. Однако это сопоставимо с обычной маленькой ретейлерской точкой в торговом центре. По обороту мы таковой и являемся. Специфика этого бизнеса в том, что он связан с невероятными амбициями — мы помогаем «расти» художникам, у которых эти амбиции есть, и действительно способствуем росту цен на их работы. То есть, это бизнес с масштабами киоска с шаурмой, но амбициями космической ракеты.
Нишевые галереи. Самые скромные по оборотам галереи — те, которые специализируются на одном виде искусства (например, на фотографии или на тиражной графике). Это могут быть и совсем небольшие галереи в регионах, которые продают местных авторов, — и так не только в России, но и во всем мире.

Читать далее…


Дополнительные материалы:

Сергей Попов о русском искусстве на Art Basel, Forbes, июль 2019 года.

«Художник сегодня должен быть селф-менеджером» — интервью сайту «Новый компаньон», март 2019 года.


Все новости >