Новости факультета
23 мая 2018

«Главный конкурент современного искусства в Эрмитаже — это коты» (ВИДЕО)

На прошлой неделе мастер-класс для студентов факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» провел известный искусствовед и куратор, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков. Он рассказал о проекте «Эрмитаж 20/21», о современном искусстве в классическом музее, громких выставках и эрмитажных котах.





Основная задача проекта «Эрмитаж 20/21» – создание выставок актуальных художников, который работали и работают в разных странах 20 и 21 веках, изучение мирового современного искусства и формирование музейной коллекции, организация выставок российского искусства за границей. Проект начал работу в 2007 году, и к настоящему моменту было проведено около четырех десятков выставок и реализовано несколько научно-просветительских проектов.

До 2007 года Эрмитаж, конечно, тоже привозил работы современных художников, но точечно, а, по словам Дмитрия, во все должна быть логика: «Вы должны суметь объяснить, почему после выставки Яна Фабра у вас идет Ансельм Кифер, почему вы выбираете именно этих художников . Нужно идти в ногу со временем и иметь четкие ориентиры, нужно составлять план на годы вперед, во-первых, потому что, за несколько месяцев вы масштабную выставку просто не сделаете, а во-вторых, если у вас не будет четкого понимания, вас скоро начнут атаковать люди с деньгами, которые будут уговаривать сделать выставки, выгодные им».



В 2007 году пилотной выставкой проекта «Эрмитаж 20/21» стала выставка «Америка сегодня. Выбор Чарлза Саачи». «При подготовке к выставке нужно было учитывать важный момент. Первый — современное искусство в Петербурге тогда ненавидели и игнорировали, а современных художников воспринимали как безумных изгоев, которые портят представление об искусстве. На эпизодических выставках современного искусства, которые привозил Эрмитаж, посетителей не было, например, на ретроспективу Джорджа Сигала в 2002 году пришли три тысячи человек — это катастрофа. И есть еще категория людей, которая в принципе не видит смысла приходить в музей.

Мы поняли, что нужно делать громкую выставку с известными именами и запускать скандальную пиар-кампанию. Мы наняли тогда молодое пиар-агентство, которое хорошо отработало: в СМИ выходили статьи под заголовками типа „Кровь и сперма на стенах Эрмитажа“, на ТВ были ролики о том, что западных художники нагадили в храме искусства и так далее... Еще мы запустили образовательную программу, на которой рассказывали, почему „это“ — искусство, проводили мастер-классы художников. Это сработала и люди пошли.

„Америка сегодня“ — стала первым шагом, первым звонком о том, что изменения начались».

«Знаете, мне кажется, что главный конкурент современного искусства в Эрмитаже — это коты. Эрмитажные коты — это сильный бренд, который постоянно поддерживается и развивается. Например, когда была жеребьевка на Чемпионат мира по футболу, наш старый полуслепой кот заходил в домик с флагом конкретной страны и угадывал, кто пройдет, об этом много писали в СМИ. В общем, у проекта „Эрмитаж 20/21“ задача стать таким же сильным брендом, как коты».

Все новости >