Новости факультета
27 декабря 2018

Лекция Елизаветы Лихачевой «Практика управления музеем»

Сегодня, 27 декабря, студенты факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» посетят Музей архитектуры имени А. В. Щусева (улица Воздвиженка, 5/25), где занятие проведет его директор Елизавета Лихачева. Начало в 19.00. При подготовке к занятию рекомендуем прочитать интервью Елизаветы, которое она дала сайту «Московский комсомолец» в марте 2017 года, после назначения на должность директора Музея архитектуры.




Елизавета Лихачева: «Шума я еще наделаю»

Директором Музея архитектуры стала Елизавета Лихачева, которая проработала там 11 лет на разных должностях: от руководителя фототеки до замдиректора музея Мельникова, который входит в состав архитектурного. Это назначение позволяет надеяться, что умирающий музей будет спасён. В таком же состоянии 2 года назад Лихачевой достался музей Мельникова. Занимая в нем все годы неофициально сразу пять должностей и фактически отвечая за менеджмент, экскурсии, бухгалтерию, охрану и уборку, она своими руками спасла его от гибели. Лихачева — трудоголик и со стержнем внутри, а в жизни — скромна донельзя. Домой и то добирается обычно на велосипеде. Невольно вспоминается Ирина Антонова — легендарный президент ГМИИ им. Пушкина, которая также одевается строго и без излишеств, ездит на недорогой машинке, и чья цель тоже бескорыстное служение искусству. Лихачева служит ему верой и правдой, ей случалось и ночевать в музее, и мыть там полы... Первое интервью в должности директора Музея архитектуры она дала «МК».


— Елизавета, поздравляю! Вы этого хотели?

— Конечно, чего лукавить. Если бы я этого не хотела, то не участвовала бы в конкурсе на лучшую концепцию развития музея. Он нуждается в изменении видения как на себя, так и на окружающую действительность. Я с этим справлюсь.


— Коробьина вам поможет, передаст дела?

— Прямо скажу, мы с ней находимся в сложных отношениях. Она добровольно ушла из музея в конце декабря, поэтому дела я буду принимать у исполняющего обязанности директора Ирины Чепкуновой.

— Это она написала открытое письмо Медведеву и Мединскому против назначения вас на пост директора и собрала под него подписи примерно трех десятков сотрудников?

— Возможно. Этот пасквиль меня огорчил, так как в нем сплошное вранье, но в то же время он обеспечил мне пиар. Знаю, что многих сотрудников обязали подписать петицию под угрозой увольнения. Но есть и такие, которые меня не любят. Во-первых, я не червонец, чтоб всем нравиться, во-вторых, большинство музейщиков — люди консервативные, они боятся новшеств и не знают, чего от меня ждать. К тому же знают, что я — человек шумный, от меня еще много шума будет. Но он музею не помешает. Сразу предупреждаю до увольнений и массовых чисток не дойдет!

— А чего подчиненным стоит опасаться?

— Проявления внутренней лояльности: не надо говорить мне то, что, по их мнению, я хочу услышать. Но главное — не врать и не воровать. Все остальное приложится.

— Если исходить из петиции, сотрудники музея возмущены в первую очередь тем, что вы получили высшее спецобразование только в 2014 году.

— Я закончила факультет истории искусств истфака МГУ. Да, поступила туда в 30 лет. Это был осознанный выбор взрослого человека с неполным высшим по юриспруденции и с пятью годами работы в музее, а не девочки, которая витает в облаках и не определилась, зачем ей образование искусствоведа. Красный диплом я не купила, а честно написала сама. Это первая работа на русском языке, посвящённая жизни и творчеству итальянского архитектора Доменико Фонтаны, который придумал новую структуру Рима, в том числе обелиски. Являюсь специалистом по раннему итальянскому возрождению.

— Вас обвиняют и в том, что не пользуетесь авторитетом в профессиональной среде...

— Под профессиональным кругом мои оппоненты очевидно имеют в виду архитекторов. Среди них я не очень известный человек, я из другой тусовки — музейной. Родилась в музее и выросла там. Я не такой ученый, который только и делает, что сидит и пишет. У меня другая специализация — менеджер по культуре. Мало кто из современных директоров является большой величиной в науке. Музейный менеджмент сегодня практически не предполагает научной деятельности. Хотя есть люди, которые успешно совмещают науку с другими видами деятельности. Извините, я не Цезарь. Мне ближе прийти в кризисную ситуацию, навести порядок, сделать все красиво и качественно.

— У вас есть четкое представление о том, каким должен быть музей?

— Естественно, работаю в нем 11 лет. Когда в том числе перед мной встала задача — создать просветительскую программу — придумала её практически с нуля. До того, как я начала заниматься лекторием Музея архитектуры, это были лекции в не комфортных условиях и по четвергам в 16:45, на которые ходило примерно 600 человек в год. С того момента, как я начала этим заниматься, мы закрыли сезон 2012 года с количеством посетителей в 12 тысяч. Я выбила из начальства должное помещение под лекторий и деньги на закупку соответствующего оборудования. Еще 3000 посетителей прибавилось после того, как я предложила водить экскурсии по городу. Архитектура ведь на улице. Еще я занималась издательской деятельностью. Во многом моими стараниям был выпущен путеводитель по музею...

Читать далее...

Все новости >