Новости факультета
Выбор факультета
20 марта 2019

Художник Дмитрий Гутов рассказывает, как попал в современное искусство

В новом материале цикла «Монологи», подготовленном культурологом, журналистом, автором-ведущим программ о культуре на «Радио России» Сергеем Чебатковым, художник, спикер факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Дмитрий Гутов вспоминает, как диссидентские идеи привели его в современное искусство. Текст опубликован в «Артгиде».




Искусство я любил с детства. У моих родителей была книжка, она до сих пор у меня лежит, вышедшая как раз в год моего рождения — 1960-й, называлась она «Пикассо».  Это была одна из первых в СССР публикаций о творчестве этого художника. Уже ко второму классу я знал ее наизусть. Особенно мне нравилась серия рисунков с быками. Я все время удивлялся, почему это называют искусством? Ведь я тоже так могу нарисовать, почему это печатают в книжках? Было дико интересно.

В середине 1970-х годов я увлекся диссидентским движением. У родителей был приемник, и я постоянно слушал всякие голоса, рассказывавшие про преследования Солженицына и Сахарова. В то же время как раз состоялась знаменитая «Бульдозерная выставка». Я очень жалел, что узнал про нее только на следующий день и не смог посетить ее лично. Зато удалось попасть на другую, не менее важную выставку в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ. Был очень впечатлен увиденным. Мне было тогда четырнадцать лет. 

При этом надо сказать, что у меня были совершенно нормальные советские родители. Никаких разговоров неправильных дома, близко ничего подобного. Они с ужасом наблюдали за моим непонятным для них поведением. А вел я себя так, потому что с детства не переносил насилия. В школе меня постоянно заставляли делать какую-то ненужную мне херню. Читать неинтересные книги, стоять на торжественных линейках и тому подобное. В мире же, куда я стремился, все было по-другому, никаких тебе Брежневых, никаких съездов. Как раз еще и книжки стали хороши появляться. Вышла книга моего любимого — до сих пор, кстати, Михаила Лифшица «Кризис Безобразия», потом еще книжка «Модернизм. Анализ и критика основных направлений». В общем, было откуда пополнять свои знания.

Я не занимался ни в какой художественной школе, но все время рисовал. Рисовал для себя день и ночь. Просто кипы рисунков. Поставил себе план: каждую неделю выдавать по картине. Однако наступила вторая половина семидесятых, и надо было как-то уже определяться в этой жизни. Я прекрасно понимал, что художнику с моими взглядами в нашей стане места нет. В конце концов, я увлекся психологией и поступил на психологический факультет Пединститута. Это был 1978 год.

В институте у нас было такое особое место, которое называлось «Парнас». Там читали историю искусства всем желающим и можно было еще заниматься академическим рисунком. И вот, днем я сидел на своих лекциях по психологии, выяснял, как работают всякие там синапсы, а вечером ехал слушать про искусство и заниматься рисунком. Помню, что курс по истории искусства я прослушал три раза подряд. Мне хотелось полностью вникнуть в эту тему.  

Читать далее…

Все новости >