Новости факультета
14 мая 2019

Венецианская биеннале — заложница своей популярности

Очереди, цейтнот, ценность белых стен и немножко цирка: некоторые впечатления от 58-й Венецианской биеннале в материале The Art Newspaper Russia.




Кто последний в очереди на современность?

В дни профессионального превью — а их теперь целых четыре, — толпы осаждали все главные площадки биеннале. Даже в старинном Арсенале, самом просторном здании, где проходит часть основного международного проекта «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» куратора Ральфа Ругоффа, приходилось толкаться, чтобы прочитать этикетку или найти место перед экраном с видео.

Очереди на вход и в отдельные популярные павильоны (например, французский с инсталляцией Лор Пруво) терялись за горизонтом — и занимали два-три часа. Всего на биеннале аккредитовалось 5,3 тыс. журналистов, и это не считая всевозможных ВИП-гостей, которых вез с собой каждый национальный павильон (а их 90), плюс участники и зрители всевозможных параллельных событий и те, кого не включили в основную программу, — итого, наверное, две сотни выставок наберется. Конечно, очереди случались и в прошлые биеннале, но все же не такого размаха. В дни вернисажа катастрофически не хватало туалетов и кафе — туда тоже надо было долго стоять.

Очевидно, что Венецианская биеннале становится заложницей своего успеха. Еще в 1990-е годы арт-мыслители прочили ей упадок, считая систему национальных павильонов устаревшей, однако именно эта система, тешащая национальную гордость, в наше время обеспечивает приток на биеннале все новых зрителей и интересантов, и драйв, и интригу — все болеют за своих представителей и ревниво ждут оглашения имен победителей в день открытия. Теперь на церемонию раздачи «золотых орлов» даже не приглашают журналистов (куда их всех впихнуть?), благо есть прямая интернет-трансляция.

Читать далее…

Все новости >