Новости факультета
Выбор факультета
02 июля 2019

«Чтоб вам жить в интересные времена»: что смотреть на Венецианской биеннале

В бизнес-школе RMA эксперты, которые вернулись с открытия Венецианской биеннале, рассказали, на что обратить внимание и в какие павильоны нужно попасть, несмотря на очереди. Круглый стол организован факультетом «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» в преддверии поездки «Венецианская биеннале: для тех, кто хочет увидеть больше»

Венецианскую биеннале можно разделить на четыре большие части. Куратором основного проекта «May you live in interesting times» («Чтоб вам жить в интересные времена») выступил Ральф Ругофф. «Это придуманное китайское проклятие и, несмотря на то что это плод фантазии, оно оказало реальное влияние на общественную риторику и полемику, — объяснил свой выбор Ругофф. — Во времена, когда распространение фальшивых новостей и “альтернативных фактов” подтачивает политический дискурс и доверие, от которого он зависит, стоит по возможности остановиться и пересмотреть наше понимание происходящего. Искусство может заставить нас задуматься о том, как мы определяем наши культурные границы»

Биеннале также включает 89 национальных павильонов, где страны-участницы представляют свои проекты. Некоторые павильоны специально строились для конкретных стран еще в 20 веке, те, кто своим зданием еще не обзавелся, снимают различные площадки.

Collateral Events — официальная параллельная программа, на которой государственные и частные институции из разных стран представляют свои выставки и события. Проекты отбирают организаторы, они же контролируют качество проектов.

И четвертая, огромная по объему, часть — это сотни разных выставок, перформансов, шоу, которые возникают во время проведения биеннале, но официально с ней не связаны. По сути, любой человек или организация, может приехать в Венецию и показывать в арендованном палаццо, что захочет. Среди этих проектов есть и масштабные, и прекрасные, и совсем странные. К слову, все российские проекты, кроме национального павильона, — нелегалы в этом биеннале, в том числе и выставка Гелия Коржева Третьяковской галереи и проект ГМИИ имени А.С. Пушкина в церкви Сан-Фантин.

 

Основной проект

Николай Палажченко, куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес»: В этом году две выставки основного проекта, проходящие в Арсенале и Джардини, не дополняли друг друга, а существовали параллельно, и каждый художник представлял две работы, часто совершенно друг на друга непохожие. Всего, кстати, было 79 художников, в предыдущие года участников было больше сотни. Как считаете, 79 человек для основного проекта — это мало или много?

Дмитрий Ханкин, арт-директор и совладелец галереи «Триумф»: 79 участников — это не много и не мало, в самый раз. Но это никак не влияет на тот факт, что заявленная тема выставкой вообще не раскрыта.



Veins Aligned, Otobong Nkanga 


Мария Кравцова, шеф-редактор «Артгида»: Количество художников и раскрытие темы — какие-то очень формальные признаки, по которым нельзя оценить кураторскую работу. Может быть провальная выставка с тысячью художников, или крутая — с одним, как и наоборот. Количество участников важно только потому, что мы говорим о большом международном проекте, от которого мы ждем какой-то репрезентации мирового современного искусства. И тем заметнее, что ни одного русского художника в основном проекте нет, хотя Ругофф знаком с русскими художниками, даже делал проекты в «Гараже».

Дмитрий Ханкин: Не было и хорошо, что не было. Иногда нужно выдержать паузу — это во-первых. А во-вторых, то, что в основном проекте не было российских художников, заметили не только русские, но и иностранцы, — и это важно.

В общем, давайте назовем основной проект красивым, но провальным, и перейдем уже к тому, что нам понравилось.



Microworld, Liu Wei


Николай Палажченко: Давайте все-таки расшифруем, что не так с работой Ральфа Ругоффа. 

Дмитрий Ханкин: Мне он показался красивым, но абсолютно засушенным. Кажется, что Ругофф прекрасно знал, что от него ожидают, и аккуратно исполнил эти ожидания с немецкой пунктуальностью. Проект интересен именно заявленной темой, куратор взялся рассказать о наступлении интересных времен, которые вероятно принесут конец всему, а выставка получилась беззубая. Была попытка проиллюстрировать идею с помощью произведений искусства, но куратор проиграл.



Zanele Muholi 


Алина Глазун, художница: На мой взгляд зрителя с распахнутыми глазами все было очень френдли: красиво, бодро, весело. Много визуальных, приятных работ. Еще я обратила внимание, что в этом году было существенно меньше национального искусства, выраженного через разные народные промыслы, вроде макраме, ковров, масок. Художники из Африки, Индонезии и других стран, конечно, были, но представили современно выглядящие работы.

Еще ощущается общее омоложение биеннале, средний возраст художников — до 40 лет.

Александр Щуренков, художник, главный редактор «Коммерсант Арт»: Я считаю, что получилась супервизуальная биеннале, интересная и понятная для всех, плюс соблюдающая все рамки политкорректности. Складываем все это и получаем то, что видим.

Мне понравилось видео Халила Джосефа BLKNWS. Это целая серия и отдельные видео он уже показывал где только можно, но те два, что Ругофф отобрал для биеннале, пожалуй, самые крутые. Но в целом, выходя с основного проекта, ты не получаешь ответа на вопрос. Возможно, ты должен сам его найти, но куратор тебе в этом не помогает.

 

Выбор экспертов

Николай Палажченко: Давайте перейдем к тому, что именно вы посоветуете посмотреть на этой биеннале. 

Мой фаворит — работа «Altered Views» художницы Волуспа Ярпа в национальном павильоне Чили, у нее получился тонкий политический проект.



Saules Suns


Дмитрий Ханкин: Я полностью согласен с выбором жюри. Симптоматично, что победили не чистые художники, а драматурги, музыканты, кинематографисты.

«Золотого льва» в этом году получили четыре литовские девушки (куратор Лючия Пьетроюсти, композитор Лина Лапелите, либретто Вайвы Грайните, режиссер и сценограф Ругиле Барзджюкайте) с очень сложной инсталляцией или перформансом, даже не знаю, как это назвать. Опера-спектакль «Sun & Sea (Marina)» — это целый мир. Еще раз убеждаюсь в том, что главным критерием оценки художественного явления стал уровень миростроения. Созданная художниками вселенная может быть даже отталкивающей, но если она проработанная, то точно высоко оценится.



Sun & Sea (Marina)


В общем, ничто не произвело на меня такого впечатления, как павильон Литвы. Еще посетите прекрасный латвийский проект «Saules Suns» художницы Дайгой Грантиной. Я, вообще, ревниво слежу за прибалтийскими художниками, галерея «Триумф» регулярно делает выставки с их участием.

Николай Палажченко: Еще в Эстонском павильоне любопытная инсталляция с шаманским духом («Birth V», художница Крис Лемсалу).

Дмитрий Ханкин: Обратите внимание и на индийский павильон, сделанный Рообиной Кароде в коллаборации с частным музеем Kiran Nadar Museum of Art. Индусы не стали ничего мудрить и представили выставку, посвященную философии Махатмы Ганди. Там была гениальная, на мой взгляд, видеоинсталляция Джитиша Каллата, в которой он использовал послание Ганди Гитлеру.



Covering Letter, Jitish Kallat


Еще на меня произвели впечатление нежнейший проект Грузии («REARMIRRORVIEW, Simulation is Simulation, is Simulation, is Simulation» Анны K.E.) и простой и незамысловатый Бельгийский павильон («Mondo Cane», художники Иос де Грюйтер и Харальд Тис).

Алина Глазун: Абсолютна согласна с восторгами относительно Литовского проекта. И считаю важным уточнить, что просмотр видео на фейсбуке не дает и десяти процентов того опыта и эмоций, которые ты получаешь в самом павильоне. Я простояла в очереди под дождем с высокой температурой полтора часа и абсолютно счастливая провела несколько часов внутри, потому что оторваться просто невозможно.

Первый национальный павильон, который я посмотрела, был бельгийский, и я как-то сразу поняла, что он станет одним из моих фаворитов. Красивая, смешная, концептуальная история.



Mondo Cane


Хочу отметить то, что сделала Швейцария в этом году. Ощущение, что я смотрю именно современное искусство, у меня возникло только здесь. Видео «Moving Backwards» (куратор Шарлотта Лаубарт, художницы Паулины Боудри, Рената Лоренц), где люди взаимодействуют с предметами, я смотрела раз семь подряд.




Понравилась видео в Бразильском павильоне («Swinguerra», куратор Габриел Перес-Баррейро). Это настолько круто, странно, плохо и хорошо одновременно, что просто завораживает. 




На последнем месте моего топ-листа — павильон Греции, точнее видео Евы Стефани, такой псевдоэпос про бытовуху людей, которые существовали непонятно где и в каком времени.

Просмотр видеоработ требует, конечно, большой силы воли. Когда приехала на несколько дней и столько всего надо посмотреть, ты не всегда готов выделить 20 или 40 минут на просмотр видео. Но иногда это того стоит.

Александр Щуренков: Все из моего любимого назвали. Можно выделить две линии: современную и историческую. Есть павильоны, которые показывают, как может выглядеть современное искусство, а в других можно проследить эволюционные линии, которые дают понимание, что было. Австрийский павильон многое дает в историческом контексте.



Discordo Ergo Sum


И еще хочу отметить Тайваньский параллельный проект 3×3x6.

Николай Палажченко: Да, Шу Ли Чеанг представила очень тонкую и в то же время тотальную инсталляцию, собрав все наши любимые темы: слежка, контроль над личностью людей и тем, как это нас меняет. Это очень интересная с визуальной части и очень свежая вещь.

Алексей Новоселов, заместитель директора ММОМА по экспозиционной и выставочной работе: Мы прошли уже все основные точки, у меня совпадения почти полные с коллегами.

Только павильон Германии еще не упоминали (художница Наташа Сюдер Хаппельманн) — мощный лаконичный проект, и невероятная работа с пространством, ощущение распахнутого павильона. Да, в работу заложено серьезное содержание, но посетить этот павильон стоит даже просто с визуальной точки зрения.



Павильон Германии


Мария Кравцова: Мы пытаемся расчленять биеннале, что не совсем верно. Мы едем туда каждый раз, чтобы понять современное состояние мира и искусства в нем. Когда мы говорим о современном искусстве, главное слово — современный. Что нам, например, могут дать российские проекты, которые все так или иначе основаны на интерпретации классического искусства? Они показывают, что сегодня не является современным искусством. Спасибо, конечно, но не за этим мы приезжаем. Современное искусство, это все-таки не репрезентация, это создание ситуации, которая включает запрос на соучастие. Поэтому все самые успешные проекты — те, где зритель становится частью проекта и легко в него вовлекается.

В этом смысле, я хочу обратить внимание на проект VAC Foundation на набережной Дзаттере. Одна часть была в палаццо на Дзаттере — абсолютно формалистская выставка «Время, вперед!» (кураторы Мария Крамар и Омар Холеф). Но внимание привлекает вторая часть — дадаистский карнавал от итальянских художественной группы Alterazioni Video. Они как раз создают ситуацию, зритель приходит на своеобразную тусовку, где вокруг что-то непрерывно происходит: бритье шубы, укрощение стиральной машинки, уличный портретист, в роли которого выступил куратор Франческо Бонами. Эти аттракционы захватывают и увлекают, люди переходят от точки к точке. Все работает на создание различных ситуаций и разных коммуникаций. И это собственно самое современное, что я там видела. Заметьте, это все сделано очень простыми средствами: чтобы брить шубу, не нужны миллионы.



The New Circus Event, Alterazioni Video


Николай Палажченко: Еще, если говорить о каких-то трендах, то кроме вовлеченности можно выделить тотальность: если раньше мы говорили о тотальной инсталляции, то сейчас это уже тотальный перформанс.

Алина Глазун: Напоследок дам лайфхак — если совсем устали, то просто зайдите в душеспасительный эскапистский павильон Исландии.



Chromo Sapiens – Hrafnhildur Arnardóttir / Shoplifter


Николай Палажченко: И я дам совет. Если у вас нет большого опыта посещения разных биеннале, то нужно серьезно готовиться к поездке. Чтобы не терять время и не выматываться, нужно понимать, как выстраивать маршрут, где стоит стоять в очереди, а куда можно и не ходить, где поесть и передохнуть. Еще вариант, ехать с опытным напарником, который поможет сориентироваться, или отправиться в тур «Венецианская биеннале: для тех, кто хочет увидеть больше» с RMA. В этой поездке я, Алина и Александр Буренков помогут разобраться, куда идти и что смотреть.  

 


Все новости >