Новости факультета
Выбор факультета
19 августа 2019

Как и для кого работают аукционы экономкласса

Арт-аукцион «Дешевка» существует семь лет, придумал его художник Нил Эксколор. Почти каждый месяц на «Дешевке» можно купить искусство, некоторые лоты и правда уходят за рубль. Или пять. В общем, закупиться можно рублей на сто. Не шедевры, но иногда — интересные и интригующие вещи, наконец, просто веселые. Colta разбирается, как и для кого работают аукционы экономкласса. 

Мы сидим на третьем этаже кластера «Дом культуры», этажом ниже среди крошечных баров, кофеен, шавермочных шумит разухабистый психоделический концерт. Найти аукцион было непросто: в центральном крыле старого ДК разместились «Православная выставка и ярмарка монастырских продуктов». Некоторые гости аукциона, включая меня, по ошибке сначала заходят сюда, вежливо отказываются от предложенного травяного чая. Я посматриваю на иконы и спрашиваю, где здесь аукцион современного искусства. Продавцы, потягивая травяной чай, качают головами. Когда мы наконец находим тот самый третий этаж, оказывается, что аукцион пройдет в коридоре ДК, где под ногами — распухшие и местами выбитые клавиши паркета, а на стенах — рельефы во славу, очевидно, рабочих Кировского завода, что неподалеку. Начало торгов задерживается минут на сорок.

Людей, которые хотят иметь свой одомашненный кусочек искусства, больше, чем тех, кто может покупать на «настоящих» аукционах или даже в антикварных магазинах. Наверное, мы так наелись одинаковыми коврами с мишками и вездесущими репродукциями дрезденской Мадонны Рафаэля, что предпочтем пусть любительскую, но единственную в своем роде работу репродукции. Живопись модно дарить, вешать на стену хоть бы и без багета, не смущаясь, говорить гостям: «А это друг мой портрет на спор написал!», «А это племянница в художественной школе училась, ее первая работа маслом!» И это прекрасный подход. Во-первых, он извиняет нешедевральность работы. Шедевры пусть живут в музеях и коллекциях пресловутого одного процента состоятельных людей. Во-вторых, он позволяет взглянуть на предмет искусства не как на нечто за музейным стеклом, а как на элемент личного пространства, украшающий быт. Проще говоря, это робкое, но стойкое стремление к буржуазным вещным радостям. К обживанию дома, обозначению собственности и просто к удовольствию от жизни.

Читать далее…

Все новости >