Новости факультета
27 декабря 2019

«Снобизм — худшее качество для директора музея»

Чтобы стать директором музея, нужно обладать хорошим базовым образованием, разбираться в менеджменте, маркетинге, фандрайзинге, знать иностранные языки, но все это не главное. О главных качествах хорошего руководителя рассказала директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева Елизавета Лихачёва во время лекции для студентов факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес».




Главная ценность музея

Музей, как и любую другую организацию, определяют люди. Без сотрудников фондохранилище — это просто склад старого и по большому счету никому не нужного барахла. Ценность этим объектам придают именно люди. Так что первая задача менеджера в сфере культуры — определить ценность предмета и рассказать о ней максимальному количеству людей. Не бывает безусловной ценности, даже «Мона Лиза» была бы просто картиной, если бы определенные люди в свое время не доказали, что это шедевр.

Музей конкурирует не столько с другими музеями, сколько с кинотеатрами и торговыми центрами, а самый страшный враг — это диван и телевизор. Нет ничего тяжелее, чем вытащить человека из дома и заставить куда-то идти, смотреть и думать. В одиночку вы этого никогда не сделаете, поэтому вторая задача менеджера — собрать команду. Директор должен создать работающую систему, в которой сотрудники работают самостоятельно, без постоянного контроля. Для этого нужно доверять людям и слушать, что они говорят. Вы нанимаете профессионалов не для того, чтобы все решать самому. Вы же не учите стоматолога, как он должен работать, вы платите ему за квалификацию, с музейными сотрудниками то же самое. И не забывайте, что ваша точка зрения может быть ошибочна.

Не замыкаете систему на себе и не преувеличивайте свою выносливость, это приведет только к выгоранию. Простой тест: представьте, что вы ушли в отпуск, — если без вас музей встанет, значит вы что-то делаете не так.

Какими качествами должен обладать директор музея

Диктаторская система управления ни к чему хорошему не приведет. Если ваши сотрудники вас боятся, вы просто ничего не будете знать о работе музея. Все проблемы будут оставаться за вашей спиной, пока не перерастут гигантский ком, который потом не разгребешь. Все становится проще, если решать возникающие сложности по мере поступления, но для этого о них нужно знать.

Главное умение менеджера — разговаривать с людьми, а самое паршивое качество для директора музея — это снобизм. Вообще, очень многое о человеке можно сказать по тому, как он ведет себя с уборщицами и официантами. Здоровайтесь с сотрудниками, улыбайтесь, интересуйтесь делами, делайте комплименты — эти очевидные вещи ничего вам не стоят, но могут очень облегчить жизнь. Это правда работает. В результате, когда произойдет катастрофа и перегорит электричество в целом здании, где запланированы выставки и кинопоказы, человек приедет среди ночи и все починит. Но не уходите в другую крайность: не делайте из сотрудников друзей, соблюдайте дистанцию. В противном случае вы окажетесь мамочкой для десятков взрослых людей, которые перестанут решать свои проблемы сами, а по любому поводу будут бежать к вам.

Кто-то считает, что в музее главный зритель, — это не так. Вы отвечаете за сохранность предметов и устанавливаете правила, и посетители либо соблюдают правила, либо покидают экспозицию. Есть люди, которые любят качать права и жаловаться на всех подряд. Будьте готовы к конфликтам: не устраивайте прилюдных порок, всегда разбирайтесь в ситуации, прежде чем принять решение, защищайте своих сотрудников. Люди, с которыми вы работаете, должны быть уверены, что вы их не подставите, просто чтобы избежать скандала в социальных сетях.

Еще одна штука которая экономит время, деньги и нервы — честность. Не юлите и не скрывайте ничего от своей команды, они должны вам верить, а для этого вы не должны врать — все просто. Не считайте людей своими рабами, которые что-то должны лично вам. Кстати, если вы работаете в государственном музее, у вас нет денег, чтобы платить сотрудникам их рыночную стоимость. Хорошая новость в том, что не всегда для людей деньги — это главная мотивация. Вы должны дать людям что-то большее, чем зарплату, например, чувство причастности к большому делу, возможность самореализации, ощущение свободы, право принимать решения.

Еще у вас должна быть смелость доказывать свою правоту перед учредителем: будь то государство или человек, который дает деньги на ваше существование. Никогда не бойтесь делать то, что считаете правильным. Если вас заставляют делать то, что вы считаете неприемлемым, не делайте это. Самое страшное, что может случиться, — вас уволят. Увольнение даже близко не стоит с по-настоящему страшными вещами, которые никак не зависят от вашего руководства. Осознание собственного страха — это ваша сила.

Главная задача директора музея

Если вы собрали команду и выстроили систему работы, то вы можете посвятить большую часть времени своей основной задаче — добыванию ресурсов. Если вы работаете в сфере культуре, то у вас, скорее всего, перманентный кризис — денег нет никогда и ни на что. Вы всегда должны искать, как увеличить зарплату, добиться реставрации или нового здания, сделать выставку, найти деньги на сервер, отремонтировать канализацию, установить камеры и так до бесконечности.

Так как государственного финансирования хватает только на самый минимум, остальное мы должны зарабатывать сами: продажа билетов, магазин, кафе, лекторий, совместные мероприятия с коммерческими брендами. И конечно, мы можем привлекать людей, которые готовы помогать музею. Идеально встретить попечителя, которого действительно интересует искусство и архитектура и он хочет помогать музею по любви. Второй вариант — это просто бизнес, объясните человеку выгоду от сделки: логотип на рекламе в центре города, упоминания в СМИ, анонсы на выставках, причастность к культуре, возможность улучшить реноме. И здесь важно помнить, что деньги дают не музею, не проекту, а конкретно вам или вашему фандрайзеру. И мы опять возвращаемся к тому, что нужно улыбаться и разговаривать с людьми.

Записала Дарья ХАУСТОВА

Все новости >