Новости факультета
Выбор факультета
17 января 2020

Арт-группа «МишМаш»: «Мы ищем порядок в хаосе и хаос — в порядке»

Маша Сумнина и Михаил Лейкин работают много, легко и остроумно. И так по-разному, что кажется, будто разбрасываются, но это ложное впечатление: все их проекты связаны общей темой — наблюдением за изменениями. Читайте интервью с арт-группой «МишМаш» в The Art Newspaper.



Арт-группа «МишМаш»: Миша Лейкин и Маша Сумнина. Фото: Лена Авдеева


Технический, но важный вопрос: вы будете отвечать вместе, как арт-группа, или отдельно, но как мне тогда вас называть? Миша и Маша? Но вы взрослые люди — Михаил и Мария. Но тогда вместе вы уже группа «МихМар».

Миша склоняется к Михаилу, но я ненавижу, когда меня называют Марией.

Правда ненавидите?

Многие ведь так и остаются Мишей и Машей, особенно те, кто в Америке пожил.

Хорошо, в таком случае я буду спрашивать кого-то одного, и будет понятно, кто отвечает. Кстати, об Америке. Вы туда уехали, там поработали, а почему потом, Маша, вернулись?

Я сразу туда ехала лыжами назад. Просто я принадлежу к другой культуре, другому языку, там я могу быть только наблюдателем. Что я и делала — наблюдала, потом вышла книжка с моими дневниками. Есть люди-номады, а я оказалась не номадом.

Миша?

У меня там все родственники, для меня возвращение было трагедией.

Получается, вы вернулись вслед за Машей. В вашем дуэте мне всегда казалось, что она главная. Именно она пишет прекрасные тексты, а вот Миша ни в чем не проявляется. 

А как вы определили, что Миша ничем не проявляется? Как вы определили, чьи тексты? Вообще-то, у нас общие работы, совместные. И тексты тоже.

Извините, Миша.

Мы все пишем вместе, проходя по текстам по очереди. У нас в творчестве большой разброс, в каких-то вещах больше Маши, в каких-то меня. Это, с одной стороны, плохо, нет фокуса, с другой — вот такой метод у нас — тыкаем во все стороны.

Все так, Маша?

Конечно, кто-то первым произносит слово, а потом мы спорим, обсуждаем. И это очень важно, когда рядом с тобой есть критик, вместе с которым ты сделаешь правильную вещь. Да, мы разные, и это наша основа. А если искать общую линию в наших работах, то это наблюдение за изменениями и создание условий для этих изменений. Например, как копия меняет оригинал, как текст меняет событие, как физически меняется вещь под воздействием ветра, плесени или людей. Главное — не застревать на одном месте.

Читать далее…

Все новости >