Новости факультета
Выбор факультета
31 марта 2020

Шедевры придержат до лучших времен

Куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес», арт-дилер и эксперт по арт-рынку Николай Палажченко рассказал «Компании», что ждет мировой рынок искусства после окончания пандемии, как могут трансформироваться форматы торговли и почему подделки никуда не деваются.


Фото: Дарина Белоногова


В 2008 году экономический кризис обрушил глобальный арт-рынок: падение продаж достигало 80 %. Как повлияет нынешняя ситуация с пандемией на торговлю искусством и антиквариатом?

— Циклы арт-рынка находятся не в прямой зависимости, но в очень сильной корреляции с ситуацией в мировой экономике. И, естественно, сейчас мы будем наблюдать драматическое сокращение объемов продаж искусства, в некоторых сегментах обязательно произойдет падение. Но в обозримом будущем, в течение года-полутора, все восстановится, и начнется рост, так же как было после кризиса 2008 года. И без пандемии определенная коррекция была ожидаема, так как мировой арт-рынок демонстрировал уверенный и поступательный рост в течение довольно долгого времени. Всегда, когда кривая продаж долго и уверенно идет вверх, возникают bubbles (переоцененные художники), именно они пострадают сильнее всего. Но это скорее хорошо, чем плохо. Определенная коррекция — нормальный процесс.

Какие еще сегменты пострадают больше других?

— Больше всего пострадает сегмент рынка современного искусства с предметами по цене до 200 тысяч долларов и массовый антиквариат.

Прямо сейчас мы будем наблюдать противоположные движения. С одной стороны, те коллекционеры и дилеры, кто мог и хотел что-то стоящее продать, отложат сделки до лучших времен. А шедевры и вещи первого ряда и вовсе могут уйти с рынка, именно они будут ждать удачного момента, когда рынок восстановится. Рембрандт, Гоген, Дойг, Бэкон если и появятся в продаже, то коррекция цен будет минимальная.

Но, с другой стороны, активизируются те, кому срочно нужны деньги. Эти продавцы начнут сбрасывать товар, составляющий основную массу арт-рынка — второстепенные работы известных художников или работы художников третьего-четвертого ряда, — по тем ценам, которые смогут за них выручить в моменте. Поэтому низовой сегмент рынка, напротив, может прийти в движение, и падение цен будет заметным. Еще я ожидаю массовый приток некачественных и не очень интересных вещей, в том числе и фальшивых. А дальше все зависит от уровня и квалификации конкретного покупателя и от того, насколько он готов свои деньги грамотно тратить. Если у покупателя достаточно опыта, знаний и экспертизы, кризис — прекрасное время для покупок!

В последние годы экспертиза живописи, и прежде всего — технико-технологическая, достигла такого уровня, что любую подделку старше 50 лет почти невозможно выдать за оригинал.

— В кризисные времена активизируется мошенничество в духе одесского Привоза: «Вот, налетайте, супер дешево, но быстрее-быстрее и деньги нужны прямо сейчас, а советоваться ни с кем времени нет, потому что за дверью другой покупатель уже стоит». Удивительно, но на многих людей эти нехитрые уловки производят впечатление до сих пор. Уверен, что проблема сомнительных работ будет актуальной еще долго. Потому что легального инструмента по изъятию подделок у владельца нет. Это только в Голливудских фильмах найденные фальшивки широким жестом кидают в костер, в реальности они гуляют десятилетиями, даже будучи выявлены и опубликованы. Просто попадают к некомпетентным покупателям и годами у них висят на стене.

В странах бывшего СССР на арт-рынке — огромное количество «левых» работ, можно найти и авангард, и импрессионистов. Время от времени их покупают какие-нибудь крупные коррумпированные чиновники или представители криминала. Им кажется, что это их пенсионный фонд. А на самом деле подделки стоят не дороже репродукций.

Читать далее...



Все новости >