Новости факультета
Выбор факультета
14 мая 2020

Интервью с Николаем Палажченко

При глобальном кризисе, таком, какой принесла нам пандемия, арт-индустрия схлопывается одной из первых, но всегда даёт новые побеги. Важный вопрос: с кем из самой сердцевины профессионального арт-сообщества поговорить, чтобы получить важные ответы?

Мария Максимова поговорила с человеком, про которого говорят, что если он пришёл на выставку или на любое открытие — это «маркёр», что это уже не просто художественный междусобойчик, а серьезное событие в индустрии. Интервью с арт-дилером, представителем Art Basel в России, куратором факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Николаем Палажченко опубликовано на сайте Artifex.ru.




Сегодня много комментариев представителей арт-сообщества о том, какие меры необходимы для поддержания креативных институций, галерей, музеев. Но мало кто пытается сформулировать критерии изменений в самом искусстве, в направлениях, в стилях. Николай, что нам ждать?

Во-первых, я действительно хочу сказать, что креативная инфраструктура, которая у нас есть, выстраивалась несколько десятилетий. И я присоединяюсь к тому, что важно ее поддержать и сохранить. Наши институции не идеальны: кто-то хорошо работает, кто-то хуже. Но лучше, когда они есть, чем когда их нет. Поэтому, если мы выйдем из кризиса с сохранившейся инфраструктурой, — это будет хорошо. Я присоединяюсь к мнению коллег, что, очень важно нам сегодня сохранить прежде всего галереи и частные институции. Если мы говорим про коронавирусный кризис в целом, то я думаю, что на многих из них он окажет оздоравливающее воздействие, взбодрит.

Что касается того, что нас ждёт — очевидно, что нас ждут выставки, которые будут выглядеть по-другому с точки зрения дизайна и подачи. Еще, безусловно, нас ждут выставки, которые будут лучше и шире представлены в онлайн и, вообще, больше онлайн-проектов. Посмотрим, насколько это долго продлится и насколько это удачно будет сделано. Потому что, главный вопрос к любой выставке и офлайновой и онлайновой, насколько это талантливо и хорошо сделано.

Вы уже заметили какие-то намечающиеся тренды? Что сегодня будет новым/актуальным в искусстве? 

Я очень плохо отношусь к теме трендов в искусстве, мне кажется, что история про тренды — это вещь, связанная с массовым потреблением. Тема про тренды, с точки зрения творчества, должна заканчиваться где-то на моде и дизайне. А в искусстве все-таки ключевую роль играет фигура самого художника. Те тренды важны, которые исходят от персоналий самого художника. И если художник настолько силён и хорош, что он может создать тренд, то, наверное, за такими трендами и нужно следить. А тренды, которые придумывают какие-то дяди-тёти где-то в кабинетах, выковыривая из носа, они там же в этом носу и погибнут. Я все же надеюсь, что пандемия будет не такая страшная, как чума или войны начала двадцатого века, но мы живём в то время, когда, вне зависимости от короновируса, у людей личного времени становится все больше, от этого потребность в искусстве у общества возрастает. Вопрос, как это отразится на качестве искусства? Я не думаю, что от этого может стать значительно больше хороших художников. Больше хороших художников может получиться, если как раз будет развиваться инфрастуктура: будут развиваться годами и десятилетиями образовательные художественные институты, объединения художников, если будет расти количество арт-пространств.

Многим современным художникам вы помогли интегрироваться в профессиональное сообщество. Были первым, кто открыл «новых звёзд». Расскажите, как вы находите таких ребят? На каких-то закрытых просмотрах?

Я не могу вам описать какую-то методику, которую Вы лично, например, сможете применить. Я занимаюсь своей деятельностью уже больше двадцати пяти лет и за это время возник некий букет из профессионального опыта и профессиональной интуиции. Описывай это — не описывай, просто протранслировано это быть не может. Если есть мнение, что я могу отличать плохое искусство от хорошего — замечательно, что такое мнение есть. А рассказывать о каких-то способах и моих персональных методах, было бы просто глупо.

Не бывает никаких секретных, закрытых или специальных выставок у начинающих художников, все это неправда. Моя работа так устроена, что если возникает какой-то начинающий художник, то мимо меня он не проскочит. Но я не Рокфеллер и моя фамилия не Абрамович, и не Михельсон. У меня нет каких-то финансовых инструментов раздачи помощи художникам. Другой вопрос, что если мне нравится какой-то начинающий художник, то я могу дать пару хороших советов и рекомендаций. Художники — люди специфические и далеко не всегда они советы слушают. У каждого свой путь, а я никому ничего не навязываю никогда. В России, в этом смысле, искусство довольно параноидально устроено, и многие художники боятся советов, какого-то воздействия. Не знаю, почему так получилось, мне кажется, что художникам нужно быть более открытыми и к профессиональному сообществу, и к мировому контексту. У нас очень многие художники замкнуты в себе. Но, запомните, не бывает никаких выставок «для своих». Если это выставка — значит, ее должно увидеть максимальное количество людей.

Читать далее...



Все новости >