Новости факультета
Выбор факультета
18 июня 2020

«Каждая лекция в RMA — это инсайт, новый пласт в искусстве и новый взгляд на мир»

Наталия Опарина училась на филологическом факультете, потом изучала академическую живопись, а в итоге увлеклась современным искусством, закончила бизнес-школу RMA и стала арт-менеджером. Мы поговорили с Наталией о ценностях практического образования, работе в Untitled Foundation и новом проекте «Арт визуал».




Насколько я знаю, вы начинали свой путь как художник, а в итоге пришли к арт-менеджменту?

Мой путь гибридный, начинался, вообще, с филологического факультета РУДН. Во время обучения я поехала на годовую стажировку в Палермо (Сицилия), а вернулась с чувством, что хочу заниматься не литературой, а искусством. Так совпало, что один из моих университетских преподавателей познакомил меня с художником Алексеем Сперанским, в его Studio Spero я и начала изучать рисунок и живопись. Я собиралась поехать во Флорентийскую академию классических искусств, но потом побоялась завязнуть в академизме. Так я осталась в Москве и открыла для себя современное российское искусство.

Случайно в социальных сетях я наткнулась на пост художницы — выпускницы факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес», если честно, даже не помню её имени. Она положительно отзывалась об обучении, как и другие выпускники, которым я писала. Потом я пересмотрела все бесплатные лекции факультета на YouTube, прочитала все возможные материалы на сайте. В общем, я всерьёз задумалась об обучении в бизнес-школе RMA. Но всё еще одним глазом поглядывала в сторону «Свободных мастерских».

Это же разные вещи: «Свободные мастерские» предназначены для художников и кураторов, а RMA — для менеджеров. Почему был такой выбор?

Когда только начинаешь всем этим интересоваться, то мечешься и не очень понимаешь, что именно тебе ближе. Хочется развивать кругозор, знакомиться с людьми из индустрии, понимать, как все устроено — поэтому изучаешь всё подряд. Я выбрала RMA, потому что у вас учатся и художники, и менеджеры, и кураторы.

Сейчас я и художник, и менеджер — считаю, что один человек вполне может совмещать разные задачи.

Оправдался выбор?

Безусловно! Выбор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» стал, пожалуй, самым правильным моим решением в жизни. Здесь я познакомилась с удивительными людьми: с преподавателями и сокурсниками, а теперь и коллегами. Но самое потрясающее — это сам процесс обучения. Меня захватывала каждая лекция. Сегодня преподаёт арт-менеджер, завтра — галерист, потом куратор, художник, директор музея... Каждая лекция — это инсайт, новое имя, новый пласт в искусстве и новый взгляд на мир. Для меня это был колоссальный и очень увлекательный путь, и его итогом можно назвать выставку московских художников-абстракционистов в галерее «Крыша».




Расскажите подробнее об этой выставке.

Эта выставка родилась из домашнего задания, которое нам задал Виктор Мизиано (куратор, теоретик искусства, главный редактор «Художественного журнала» — прим. RMA), — нужно было придумать концепцию выставки. Тогда мне в голову пришла идея сделать выставку абстрактного искусства о трёх поколениях художников. Первый вариант, который я показала во время разбора проектов, был сырой, конечно, но я продолжила путь. За полгода из простой выставки получился полноценный проект с документальным фильмом и показом дизайнерских платьев.

Мне очень помогли преподаватели в RMA: я подходила к искусствоведам и менеджерам и спрашивала советов. В первую очередь хочу отметить помощь Виктора Мизиано. Один его вопрос «А в чём драматургия?» поменял всё: я поняла, что делаю выставку ради выставки, формально объединяя работы художников. После этого осознания, я провела много часов в библиотеке «Гаража», чтобы больше узнать об абстрактном искусстве и понять, какую историю я хочу рассказать. Ещё мне очень помогала Ульяна Доброва (искусствовед, руководитель отдела оценки ООО «НИНЭ им. ПМ Третьякова»), с которой мы постепенно выстраивали концепцию того, как эта история должна складываться.

Благодаря преподавателям и одногруппникам обычная выставка стала проектом, в котором может быть ещё много других событий. Эта работа очень сильно повлияла на моё мышление.

Как вам помогали сокурсники?

Для меня было важно работать в команде, поэтому я пыталась привлечь в эту историю тех, кто со мной бы вместе развивался. Важно уметь прислушиваться не только к мэтрам, но и к своим же одногруппникам: понимать, в чём они сильны, спрашивать советов.

Мне очень помогла Александра Рощук в подготовке грамотных пресс-релизов и приглашений. С ней же мы готовили презентацию для алкогольного спонсора, и, хоть мы его и не нашли, этот опыт мне пригождается до сих пор. Толя Кодинцев помогал со списком тех, кого можно пригласить. Юлия Чернова была фотографом на открытии.

Какие сложности возникли при подготовке?

Сложно было найти свободную площадку, так как у большинства галерей есть сформированный выставочный план на год. В итоге один из участников выставки Глеб Скубачевский познакомил меня с художницей и куратором галереи «Крыша» Наташей Гудович. Монтаж выставки занял больше недели: мы выносили мебель, красили стены, меняли все местами, вешали картины — для администрации это было, конечно, шоком, но результат им понравился. Выставка «Резонанс. От цвета к фактуре и объёму» стала одной из самых масштабных в истории галереи.

Ещё неожиданно сложно оказалось написать кураторский текст, потому что я раньше этого не делала. Я переписывала его десятки раз, давала читать многим людям, в том числе преподавателям в RMA, и только в день выставки мы его наконец-то распечатали.

Вообще, сложностей было много. Например, я постоянно спорила с художниками, они все разного возраста и характера, и к каждому нужно найти подход, чтобы выставка всё-таки состоялась.



Леонид Раков, Алексей Сперанский и Глеб Скубачевский

Как прошло открытие?

Сразу скажу, что я облажалась и назначила открытие на день празднования десятилетия «Гаража». Дата менялась дважды, и во второй раз мы не обратили внимание на параллельные события в индустрии. Естественно, большинство из приглашённых нами гостей и журналистов были на юбилее, но несмотря на это, на наше открытие пришло очень много людей. Были журналисты из газет района Орехово-Борисово. Да, мы не взяли городским масштабом, но атмосфера была уютная, тёплая и душевная. Последующие выставки уже не имели такой ауры.

Мне было безумно радостно, что к нам доехал Виктор Мизиано, хоть и не в день открытия. Он меня очень сильно поддержал. Кстати, после его визита к нам в галерею мы с ним разговорились о теории искусства, и по итогу этого разговора я решила поступать в Институт современного искусства Иосифа Бакштейна.



Наталия Опарина, Виктор Мизиано и Ольга Субботина (дизайнер платьев в рамках выставки)


А в процессе работы над выставкой Наташа Гудович познакомила меня с учредителями фонда Untitled Foundation, в котором я теперь работаю. Моя история складывается уникальным образом.

Чем занимается Untitled Foundation?

Это благотворительный фонд, который поддерживает молодых российских художников. Его в 2018 году основали Ирина Романовская и Дмитрий Гайков. Главная цель фонда — дать шанс новым именам в российском искусстве быть услышанными. Мы проводим конкурс молодых художников Untitled Prize, помогаем художникам организовывать выставки и выделяем гранты под конкретные потребности, например, на типографию или на изучение иностранного языка.

Помимо прямой помощи художникам, фонд формирует коллекцию современного искусства.

Расскажите подробнее о своих обязанностях в фонде?

Я выполняю административную работу: отвечаю на звонки и письма, документирую коллекцию, организую встречи с учредителями, готовлю презентации и пишу тексты. Много времени посвящаю общению с художниками: консультирую и помогаю правильно оформлять заявки, стараюсь помочь контактами и советами по менеджменту, иногда и просто по-человечески пытаюсь поддержать.




Ещё я работаю с социальными сетями фонда: придумываю темы постов, пишу тексты, подбираю иллюстрации. Ещё веду рубрику, в которой прошу ответить одной фразой на вопрос: «Что значит быть российским художником?». Например, с Виктором Пономаренко мы общались в Cube.Moscow на его выставке «Внутри», на которой графика была прикреплена на подвешенных холщовых мешках. И в итоге Виктор сказал: «[Быть российским художником — это как] быть котом в мешке в подвешенном состоянии» — очень ёмкая формулировка. Российский художник действительно в подвешенном состоянии и ему нужно прикладывать много усилий, чтобы его заметили, нужно следить за мировыми тенденциями, бывать в иностранных резиденциях. Российский рынок искусства сложен, кто-то даже говорит, что его нет.


Вы сами покупаете работы современных художников?

Да, недавно сбылась моя мечта — я начала формировать свою коллекцию искусства, идея которой пришла во время карантина. Это случилось благодаря сообществу «Шар и крест» в Facebook, где художники могут продавать свои работы. Там есть классное правило «Продал три работы — купи одну». Это такой взаимообмен, чтобы включить самих художников в рынок, чтобы они создавали свои коллекции и поддерживали современное искусство. Я даже там продала три свои работы, хотя и не стремилась к этому.


Работы Наталии из серии «Реанимация»


Кажется, что покупать искусство сложно, потому что боишься сделать неправильный выбор, думаешь, что это дорого и никому не нужно. Но в этом сообществе все просто — видишь работу, видишь цену и решаешь. Там можно купить графику Айдан Салаховой за 10 000 рублей, но это нужно, конечно, успеть, потому что желающих сотни.

Именно такие маленькие коллекционеры, как я, которые покупают для себя и не планируют заработать миллионы через десять лет, поддерживают индустрию. Это потрясающая история, и я рада, что участвую в ней.

В моей коллекции уже около 50 работ, среди авторов: Андрей Архипов, Наталья Гудович, Паулина Синиткина, Юлия Степанова, Анастасия Вермеер, Елена Ямлиханова, Кайхан Салахов, Егор Корагин, Митя Нестеров, Катя Канке-Заиканова, Соня Кобозева, Янина Болдырева, Настя Жегал, Катерина Сысоева, Вера Петрова и Вера Петровская, Ольга Волкова, Иван Тузов, Мила Акопова и многие другие.

Работы я купила на деньги, которые мне достались по наследству от отца. К сожалению, папу в 90-е годы убили из-за бизнеса, у него было свое кабельное телевидение «Аметист». Поэтому я в некотором роде сублимировала, когда собирала эту коллекцию.


Во время изоляции вы решили заняться новым направлением — помогать художникам с визуальной составляющей инстраграм-аккаунтов. Как возникла эта идея?

Меня вдохновила моя работа в @untitledfoundation, где кроме всего прочего веду аккаунт в инстаграме. Сначала посты публиковались довольно хаотично, потом мы начали экспериментировать с оформлением, и стало очевидно, как улучшилось восприятие. Плюс в нашем аккаунте мы много рассказываем о художниках, и я изучаю их социальные сети. К сожалению, у многих художников и не только, аккаунты неинформативные, неструктурированные, хаотичные по стилю — часто даже не понятно, что это страница художника или куратора.

Я прошла много курсов по визуалу у топовых блогеров, например, у Ольги Цаплиной и Саши Митрошиной. Они предлагают свои программы для личных и коммерческих блогов, я же решила сосредоточиться на арт-индустрии и помочь художникам создать свой узнаваемый «визуальный код».

Что именно вы предлагаете?

У меня есть несколько предложений для художников. Экспресс-вариант — я сама делаю ленту из двенадцати фотографий, без подробных комментариев. Из этих постов выстраивается визуальная система, которую можно заранее продумать и сформировать ленту в едином узнаваемом стиле. Этот вариант помогает человеку посмотреть со стороны на свой профиль, понять, как может быть иначе, и попробовать изменить свой профиль самостоятельно.

Есть полный разбор профиля, в котором я даю советы по выбору никнейма, аватарки, описанию, оформлению и отвечаю на вопросы. И есть личная консультация, которая поможет создать арт-блог с нуля. Сейчас готовлю курс по «Арт визуалу».




Как художники относятся к вашим комментариям?

У меня уже прошло несколько консультаций, и художники были крайне удивлены, потому что они поняли, что оформление инстаграм-профиля — это такое же искусство.

У многих художников до сих пор нет представления, ведение Instagram — это не просто «выложить фоточку», а отдельная работа. Мир социальных сетей очень требователен, и его требования постоянно меняются. Например, пару лет назад был тренд на «бесконечную ленту», которую делали с помощью приложений, сейчас такое оформление уже выглядит нелепым.

Я пытаюсь донести, что нужно относиться к своему аккаунту, как к рабочему инструменту, через который можно продавать свои работы. И делать всё, чтобы клиенту, куратору, фонду, аукционному дому было сразу понятно, чем ты занимаешься. При этом лента-портфолио только с фотографиями работ — тоже не самый идеальный вариант.

Я предлагаю смешанный тип, когда ты все соединяешь, но все продумываешь. Я хочу сделать курс, но большая часть времени уходит на работу в фонде. Пока у меня не получается даже вплотную заняться ведением и продвижением своего личного рабочего аккаунта.

Дайте несколько советов, которые помогут художникам сделать свой аккаунт лучше.

1. Не устану повторять, что в первую очередь, нужно изменить подход к ведению своего аккаунта. Стараться вести свою страницу не от случая к случаю, а регулярно, чтобы она функционировала как мини-сайт.

2. Оформите шапку профиля: там должно быть ваше имя и фамилия, как ни странно художники часто об этом забывают. Никнейм тоже лучше делать по фамилии и коротким, чтобы вас было легче найти и отметить.

3. Сделайте тап-линк, в котором расскажите о себе, о своих услугах, дав несколько ссылок на сайт, актуальную выставку, прайс-лист, проекты и портфолио.

4. Несколько советов по визуальной части:

  • тщательно выбирайте фотографии и выкладывайте лучшие, не выкладывайте однотипные кадры, разные ракурсы можно выложить в карусели, если считаете это важным;

  • используйте разноплановые фотографии: на крупном плане может быть часть тела или фрагмент работы, на среднем — работа целиком или ваш портрет, на дальнем — общий вид мастерской;

  • комбинируйте нагроможденные фотографии, где много деталей с абсолютно монохромными

  • не выкладывайте подряд несколько фотографий одного цвета, фокус человека устроен так, что он обратит внимание на одну из них, а две другие пролистает.

Если проработать хотя бы эти вещи, можно уже сделать свой аккаунт более приятным и удобным.

В перспективе я планирую заниматься оформлением аккаунтов для кураторов, арт-менеджеров, музеев, фондов и галеристов.

Спасибо за полезную беседу и удачи!

Беседовала Дарья ХАУСТОВА



Все новости >