Новости факультета
Выбор факультета
25 сентября 2020

«Хранить или показывать — не должно быть такого противопоставления в музейной деятельности»

Всероссийский музей декоративного искусства меняется на глазах: появилось новое подразделение — Центр моды и дизайна, открылась новая постоянная экспозиция «Русский стиль», прошел ребрендинг, создан новый логотип — и вот теперь кадровые изменения. В августе главным куратором музея стала Алина Сапрыкина (спикер факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес», в 2013–2019 годах возглавлявшая Музей Москвы. Вскоре после назначения она рассказала The Art Newspaper Russia о том, что входит в круг ее первоочередных задач.



Алина Сапрыкина. Фото: ВМДПНИ


Как вы были назначены на должность главного куратора — заместителя директора Всероссийского музея декоративного искусства? Вам предложила ее директор музея Елена Титова?

После того как я не по своей воле (услышав, что моя задача успешно выполнена) покинула Музей Москвы — музей, которому я отдавала все силы и знания, мне было сложно представить себе, как я могу прийти в другое место. Были разные предложения, в том числе в чиновничьей сфере, и, наверное, опыт, который я приобрела в Музее Москвы (а это крупнейшее музейное объединение, включающее шесть филиалов), можно было бы использовать и таким образом. Но мне всегда хотелось совмещать управленческую сторону с творческой. В течение последнего года я работала как куратор над подготовкой нескольких выставок на разных площадках. В какой-то момент с одной из них пришла в Музей декоративного искусства. Мы встретились с Еленой Титовой, поговорили и поняли, что наше сотрудничество могло бы не ограничиваться одной выставкой. В результате я получила предложение стать главным куратором музея, в задачи которого входят и выставки, и событийная программа, и научная база, и экскурсии, и детские программы, и онлайн-проекты, и лекторий. Если совсем просто — можно сравнить эту схему с привычной театральной, где есть директор и худрук. Главный куратор — своего рода художественный руководитель музея.


Это довольно распространенная практика на Западе. Вот, например, в Метрополитен-музее есть Дэниел Вайс, президент и генеральный директор, а его коллега Макс Холляйн в статусе исполнительного директора отвечает за выставочную стратегию и программную политику.

Да, но в России таких примеров мало. Среди государственных музейных институций вспоминается только два: тандем Леонида Бажанова и Михаила Миндлина в ГЦСИ (это был не только устоявшийся рабочий союз, но и личная дружба) и недолгий период совместной деятельности Марины Лошак и Ирины Толпиной в московском Манеже. Посмотрим, как это будет работать в нашем случае. Я верю, что все получится и мы сможем найти необходимый баланс обязанностей и полномочий.

Читать далее...


Все новости >