Новости факультета
Выбор факультета
05 октября 2020

Алиса Савицкая: «Премия — это не только способ поддержки, но и важный профессиональный рейтинг»

21 августа 2020 года международное жюри Государственной премии в области современного искусства «Инновация» объявило лауреатов премии-2020. Премию (в шести конкурсных номинациях) разделили между всеми номинантами. Беспрецедентное решение жюри, которое одни члены сообщества восприняли как «триумф демократии», у других породило вопросы, касающиеся как структурного дизайна самой премии и инструментов номинирования, так и ее будущего. Обо всем этом, а также о необходимости реформы «Инновации» шеф-редактор «Артгида» Мария Кравцова поговорила с членом команды (вместе с Еленой Беловой, Александром Комаровым и Юлией Кузькиной) «Инновации», руководителем отдела выставок Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал, Нижний Новгород) Алисой Савицкой.

Мария Кравцова: «Инновацию» учредили в первой половине нулевых, и в том контексте она должна была компенсировать отсутствие широкой институциональной поддержки современного искусства, но какую функцию она выполняет сегодня?

Алиса Савицкая: Мне кажется, что премия — это не только способ поддержки, но и важный профессиональный рейтинг. И реакция художественного сообщества на результаты этого года, в том числе негативная, проявила существующий запрос на такой рейтинг. Многочисленные комментарии, которые мы слышали от коллег или читали в соцсетях, были связаны с беспокойством о том, что премия в этом году утратила свою рейтинговую функцию. Кроме того, напомню, «Инновация» — государственная премия, а государство должно поддерживать современное искусство, хочется ему того или нет, — ведь это важная часть нашей культурной жизни.

Проблему я вижу в другом: институция, в руках которой премия находится, сама является игроком в поле современного искусства. Ежегодно мы видим, как проекты самой институции-организатора попадают в шорт-листы или даже выигрывают «Инновацию».

Мария Кравцова: Меня это всегда шокировало.

Алиса Савицкая: С организационной точки зрения наиболее адекватным был формат жизни премии в составе РОСИЗО. При Сергее Евгеньевиче Перове (с сентября 2015 по ноябрь 2018 года занимал должность директора Музейно-выставочного объединения «РОСИЗО». — Артгид) РОСИЗО мыслилось не как монолитная организация, а как холдинг, структурные части которого действовали довольно автономно. «Инновация» и биеннале молодого искусства были выведены в отдельное подразделение. И премия, и управлявший ею офис Кати Кибовской (Екатерина Кибовская с ноября 2016 по декабрь 2018 года возглавляла дирекцию по специальным проектам РОСИЗО и на этой должности отвечала в том числе за премию «Инновация». — Артгид) были максимально далеки, например, от Арсенала, в котором я работаю. То, что сейчас премия вновь оказалась внутри институциональной структуры, которая занимается созданием художественных проектов, — не очень хорошо. У «Инновации» должен быть отдельный офис и отдельная команда. Кто-то из нас — сотрудников ГМИИ, или Арсенала, или других филиалов ГЦСИ — может в эту команду входить, но по своей сути это должно быть автономное институциональное образование, которое занимается содержательной проработкой премии и ее организацией. Также нужно отметить, что премия является очень серьезной нагрузкой для институции — например, сейчас в Арсенале я вижу проблему в распределении времени, ресурсов и творческих сил команды между «Инновацией» и многочисленными проектами (выставками, фестивалями, художественными программами), которые мы реализуем в течение года.

Читать далее...

 

Все новости >