Новости факультета
Выбор факультета
13 октября 2020

Музей AZ: технологии на службе у вдохновения

Прошло пять лет с тех пор, как в Москве появился Музей АZ, посвященный Анатолию Звереву и художникам- шестидесятникам. О воплощении замыслов в реальность рассказали Наталия Опалева, основательница музея, и его главный куратор Полина Лобачевская. Интервью опубликовано в The Art Newspaper Russia.



Наталия Опалева и Полина Лобачевская на выставке «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский» в Новом пространстве Театра наций. 2017. Фото: Музей AZ


Известно, что работы Анатолия Зверева в 2013 году подарила будущему музею Алики Костаки, дочь легендарного коллекционера Георгия Костаки. Этот дар стал ключевым, но ведь что-то ему предшествовало?

Наталия Опалева: Дар Алики Костаки трудно переоценить. С моей точки зрения, самое важное, что около 600 работ Зверева вернулись в Россию, в Москву.

Они были вывезены в 1970-е в Грецию, и, если бы этого не произошло — если бы они не были переданы музею, — не знаю, где бы они могли оказаться сейчас. На каких-нибудь больших или маленьких аукционах; коллекция была бы распылена. А это все-таки ранний период творчества Зверева, 1957–1960 годы. Поступок очень редкий в новейшей истории. Даже не знаю, с чем можно его соотнести или сравнить.

Тогда идея музея была уже более или менее осязаемой. Естественно, мы создавали его на основе той коллекции, которая существовала. Моя коллекция началась в 2003 году. К 2013-му, когда был зарегистрирован музей, в ней было большое количество работ Зверева, несколько сотен. И не только Зверева, но и других шестидесятников. Тем не менее Полина Ивановна Лобачевская предложила мне создать музей именно Анатолия Зверева, и изначально он задумывался как музей одного художника.

Полина Лобачевская: Этому предшествовало некоторое количество выставок, которые вводили Зверева в открытый культурный контекст. До того он был художником, признанным в узких кругах. Выставка, прошедшая в Третьяковской галерее, имела огромный успех. Мы прочитали очень много отзывов о том, что в Москве должен быть музей Зверева. Такая идея у меня была давно, но она казалась мне абсолютно нереалистичной. Я обращалась к людям, достаточно знавшим имя художника и достаточно состоятельным, но они серьезно к этой идее не хотели относиться. Единственной, кто откликнулся на нее, была Наталия Опалева.

Появлению музея предшествовали еще два важных события. Совместно с Наталией Владимировной мы сделали в Новом Манеже выставку «Зверев в огне». А дальше, в 2014 году, у нас была выставка, которая называлась «На пороге нового музея». Между этими двумя событиями мы и оказались в Афинах с просьбой, обращенной к Алики Костаки. Отнюдь не о дарах — мы просто хотели эти работы увидеть у нас на выставке. И вот неожиданно Алики прониклась к нам удивительным человеческим доверием.

Читать далее…

Все новости >